Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Обращение к концепции персонализации не есть попытка переписать заново психологию личности

Являющаяся этапом развития теории деятельностного опосредствования концепция персонализации позволяет выявить новые пути к пониманию процесса формирования личности, его возрастной периодизации и механизмов перехода от одной стадии развития личности к другой.

Отправляясь от модели развития личности, предложенной В. А. Петровским, можно представить ее становление как реализацию потребности индивида в персонализации, вступающую в противоречие со сложившимися возможностями ее осуществления в данной общности (способностью быть личностью) и происходящую в определенной системе межиндивидных отношений, субъектом которой является личность. В том случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную Среду, он проходит через три фазы своего становления как личности. Первая фаза предполагает усвоение действующих норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым уподобление индивида другим членам той же общности. Вторая фаза порождается обостряющимся противоречием между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности. Третья фаза детерминируется противоречиями между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, которые способствуют успеху совместной деятельности. В результате происходит интеграция личности в группе или — в случае неустранения противоречия — дезинтеграция и, как следствие, либо вытеснение личности из данной общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии развития.

Однако социальная среда, в которой происходит возрастное развитие личности, является отнюдь не стабильной, а динамичной. Наряду с внутренней динамикой развития личности в пределах относительно стабильной возрастной стадии надо учитывать объективную динамику развития личности, последовательно включенной в различающиеся по уровню развития общности, доминирующие на разных ступенях возрастного развития. Личность формируется , в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза. Тип развития личности определяется типом группы, в которую она включена и в которой она интегрирована: в дошкольном и младшем школьном возрасте это преимущественно диффузные группы, управляемые педагогом; в подростковом и раннем юношеском возрасте — просоциальные или в отдельных случаях асоциальные ассоциации сверстников; в юношеском возрасте — коллективы или (при серьезных дефектах воспитания) корпоративные группы.

Примечательно, что западная психология личности абсолютизирует абстракт каждой из указанных стадий, из которого «растет» та или иная психологическая система: психоаналитическая (из абсолютизации абстракта развития в раннем детстве), необихевиористская «социального научения» (из абстракта психологии дошкольника и младшего школьника), гуманистическая с ее акцентом на «самоактуализацию» (из абстрагирования подросткового самоутверждения). Очевидно, что в качестве модели психологии взрослого человека неправомерно принимаются патерны личности человека, еще не интегрированного в обществе.

Завершая краткий очерк, концепции персонализации в рамках теории деятельностного опосредствования, следует еще раз подчеркнуть, что целостно характеризовать личность человека исключительно на основе выявления фактов, относящихся к его способности и потребности быть идеально представленным в жизнедея» тельности других людей, — значит дать необходимое, но недоста» точное его психологическое описание. Психолог должен иметь » виду интраиндивидную характеристику личности, и он обретает ее, традиционно и обоснованно обращаясь к таким чертам индивида, которые открываются в его внутреннем мире, эксплицированном в деятельности и общении, например инициативности или пассивности, уверенности или тревожности и т. д.

Вместе с тем исследователь выявляет интериндивидные качества личности, которые выступают как характеристики включенности в межличностные отношения: коллективистское самоопределение — или конформность, эмоциональная идентификация с группой— или ее отсутствие и т. д. Но психолог не должен пройти мимо качеств личности, которые обнаруживаются в преобразовании мотивационно-смысловой сферы других людей не только в пределах, но и за пределами актуального взаимодействия с ними — мимо ее метаиндивидной характеристики: референтности, авторитетности, привлекательности (аттракции) и т. д., понимая, что, например, авторитетность субъекта — это качество личности, но его психологическое существование локализовано в пространстве жизнедеятельности других людей, в данном случае как устойчивое признание за личностью права принимать значимые для них решения в значимых обстоятельствах.

Таким образом, обращение к концепции персонализации не есть попытка переписать заново психологию личности, но лишь надежда дополнить ее еще одной главой.

Снять в Аренду элитные квартиры в Кыргызстане для семьи.
Яндекс.Метрика