Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Характеристики потребности и способности быть личностью

Это уже общение второго рода (в отличие от коммуникации, имеющей вспомогательный, «обслуживающий» характер), т. е. общение как персонализации. Здесь деятельность выступает как сторона, часть, необходимая предпосылка общения. Общение в деятельности производит общее между людьми, которое выступает дважды: в условиях коммуникации — своей информационной стороной и в условиях персонализации — личностной. В этом отношении русский язык (как, впрочем, и немецкий: Verkehr) в отличие от других в более выгодном положении: в нем могут быть использованы два понятия — коммуникация и общение. Итак, еще раз подтверждается давняя истина: многие споры происходят из-за тбгб, что один и тот же предмет называют разными словами, или, как "это получилось с понятием «общение», из-за того, что одно и то же слово используют для обозначения разных предметов.

Итак, потребность быть личностью возникает на основе социально генерированной возможности осуществления соответствующих действий — способности быть личностью. Эта способность, можно полагать — а речь здесь пока идет о гипотезах, которые подлежат проверке и нуждаются в подтверждении, — есть не что иное, как индивидуально-психологические особенности человека, которые позволяют ему осуществлять социально значимые деяния, обеспечивающие его адекватную персонализацию в других людях. Таким образом, в единстве с потребностью в персонализации, являющейся источником активности субъекта, в качестве ее предпосылки и результата выступает социально генерированная, собственно человеческая способность быть личностью.

Как всякая способность, она прежде всего дана субъекту в своей исключительности как индивидуальное, выделяющее его среди окружающих и в известном смысле противопоставляющее его другим людям, как возможность передать, адресовать им свою неповторимость, особенность, непохожесть. Очевиден драматизм человека, который из-за внешних условий и обстоятельств (в классовом обществе их характер понятен) лишен возможности реализовать свою потребность в персонализации. Но бывает и так, что у человека вообще атрофирована или сведена к минимуму способность быть личностью либо она приобретает откровенно уродливые формы. Человек, который чисто формально выполняет обязанности, устраняется от общественно полезной деятельности, проявляет равнодушие к судьбам людей и общего дела, в большей или меньшей степени утрачивает способность быть идеально представленным в делах и мыслях, в жизни других людей. Последовательно придерживаясь принципа «я сам по себе —я вас не трогаю, вы меня не трогайте, я яркая индивидуальность, и меня с собой не равняйте», такой человек в конечном счете деперсонализируется, перестает быть личностью. Парадокс: человек подчеркивает свою «самость», он индивидуалистичен, что называется, до мозга костей, и он же тем самым в глазах других лишается индивидуальности, теряет свое лицо, стирается в сознании окружающих, не внеся в них сколько-нибудь значимых вкладов.

Но помимо индивидуального в способности персонализации заключено и всеобщее. Оно Проявляется в передаче субъектом элементов социального целого, образцов поведения, норм, «психологических орудий» и вместе с тем его собственной активности, носящей индивидуальный характер, другими словами, столь же принадлежащей данному представителю социальной общности, как и другим ее представителям.

Таковы в общих чертах характеристики потребности и способности быть личностью, выступающих перед нами в неразрывном единстве. Анализ способов и особенностей их (реализации открывает путь к построению теории личности, которая по всем позициям могла бы противостоять концепциям личности, принятым в психоаналитической традиции, «гуманистической психологии», экзистенциализме в его персонологическом варианте и других теоретических конструкциях западной психологии. Принцип деятельностного опосредствования, принятый нами, и здесь остается руководящим для теоретической разработки проблемы.

Выбрать и купить мебель в Бишкеке с доставкой на дом.
Яндекс.Метрика