Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Потребность в самоактуализации, в самовыражении

Не слишком ли прямолинейна антитеза: либо материальный расчет, либо стремление поделиться бытием с другими? Нет ли чего-либо третьего? Стремление к самовыражению, самоактуализации? Наслаждение от процесса творчества? Что касается последнего довода, то его надо, что называется, «отмести с порога». Любой случай удовлетворения любой достаточно напряженной потребности сопровождается эмоциональной разрядкой, аффективным тоном, более или менее выраженным чувством наслаждения. Так что указание на аспекты эмоциональности в проявлении социальной мотивации ничего не добавляют к существующим объяснениям. Другое дело — стремление к самовыражению, самоактуализации. В этом следует разобраться.

Нами был предложен следующий «эксперимент». В беседах с молодыми способными художниками был поставлен вопрос о том, как1 они сами интерпретируют свою потребность в художественном творчестве. Во всех ответах фигурировала потребность самовыражения, самоактуализации («выразить себя, свое отношение к миру...»; «выплеснуть себя на холст...»; «мой внутренний мир переполнен иепролившимися красками и невоплощенными формами, хочется увидеть это вовне, на бумаге...» и т. д.). Почти все они стремились подчеркнуть, что их не волнует мнение публики, скорее, они подчеркивали второстепенное значение этой оценки (один из художников даже процитировал: «Поэт, не дорожи любовию народной»). Мотив обогащения практически не звучал, хотя и не отрицался, и если выступал, то, скорее, как характерное эпатирование, «задирание» психолога, который своими вопросами вторгается в «святая святых» творчества.

Вторая серия «эксперимента» состоялась через некоторое время. Всем «подопытным» была предложена для обсуждения следующая ситуация: «Отныне вы получаете превосходную отдельную мастерскую (для творческой молодежи это, как правило, трудная проблема), лучшие краски, холсты, за каждую нарисованную картину на любую тему, в любом жанре, манере, стиле вам платят по самой высокой ставке, через некоторое время вам присвоят какое- либо высокое звание. Одним словом, самовыражайтесь и получайте за это все жизненные блага. Одно обязательное условие: ни одну вашу картину никогда не увидит ни один человек, все они останутся в ваших руках. Согласны?!» Последовал единодушный отказ.

Не подтверждает ли изложенное высказанную выше мысль, что потребность в самоактуализации, в самовыражении—это мотив-, лежащий на поверхности, а за ним скрывается глубинный соци альный мотив, в соответствии с которым человек не столько выражает себя в предмете творчества, сколько стремится через предмет искусства перенести себя, свое мироощущение, видение мира в других людей, что именно они (шире — социум) — конечная цель его творчества? Материальная связь между людьми, которая воплощена в общественные отношения, безличные по самому своему существу, порождает личностные идеальные отношения, где другие люди выступают как цель деятельности для творца, а идеальная представленность в них, воплощенная в передаваемом им богатстве эстетического восприятия мира, — как единственное оправдание мук творчества, поиска совершенства, усилий, затраченных на накопление этих бесценных ценностей.

Приходится вновь и вновь делать оговорку, что, когда мы говорим о потребности индивида быть личностью, персонализироваться, здесь не идет речь о сознательном стремлении одного индивида вторгнуться в бытие другого человека, навязать себя другому. Конечно, может быть и такая специфическая мотивация, например доминирования и тому подобного не столько полагания себя в другом, сколько «предлагания» себя другому. Но это лишь особый случай, который не столь уж репрезентативен для потребности быть личностью. Нельзя также мыслить потребность в персонализации как готовность обрести свое «инобытие» в любом «другом». Человек в этом отношении крайне избирателен, и, как правило, одни люди обладают необходимыми качествами, которые стимулируют у их партнера по общению и деятельности потребность в персонализации, а другие ее не только не пробуждают, а умерщвляют.

Яндекс.Метрика