Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Потребность «быть личностью», потребность в персонализации

Потребность «быть личностью», потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей, в общественную практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями, порождаемыми разделением труда в Обществе, общественными отношениями, складывающимися объективно, вне зависимости от воли индивида. Стремясь включить свое «я» в сознание, чувства и волю «других посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем Самым потребность персонализации. Однако удовлетворение потребности, как известно, порождает новую потребность более высокого порядка — этот процесс не является конечным. Он продолжается либо в расширении объекта персонализации, в появлении новых и новых индивидов, в которых запечатлевается данный субъект, либо в углублении самого процесса, т. е. в усилении его присутствия в жизни и деятельности других людей.

Реализуя потребность быть личностью и перенося себя в «другого», индивид осуществляет эту «транспортировку» отнюдь не в безвоздушной среде «общения душ», а в конкретной деятельности, производимой в Конкретных социальных общностях. Экспериментальные исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу, что оптимальные условия для персонализации индивида существуют в коллективе. В подлинном коллективе как группе высшего уровня развития персонализация каждого выступает в качестве условия персонализации всех. В группах корпоративного типа каждый стремится быть персонализирован за счет деперсонализации всех остальных. Это следует из основных положений концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений. Например, альтруистические побуждения (а альтруизм — чистейший случай продолжения себя в «другом») в зависимости от того, опосредствуются ли они социально ценным содержанием совместной деятельности или нет, могут в одном случае выступать в форме коллективистской идентификации, в другом — как всепрощение, попустительство и т. д. Русский язык хорошо передает различия в личностной представленности инициатора альтруистического деяния. В первом случае тот, кому адресован альтруистический поступок, или сторонний его наблюдатель, характеризуя личность, осуществляющую этот поступок, говорит: «добрый человек», во втором: «добренький». Человек, продолжающий деянием свое бытие в «другом», получает возможность удовлетворить свою потребность в позитивной персонализации, если его деяние в наибольшей, степени соответствует содержанию и ценностям деятельности, объединяющим их обоих, и в конечном счете общественным интересам, отраженным в этой деятельности. Социально оправданный и ценный способ эксплицирования потребности в персонализации лежит в трудовой деятельности.

В том случае, когда потребность индивида осуществить себя в качестве личности дана имплицитно, как скрытая мотивация его поступков и деяний (а чаще всего это так и происходит), она выступает как сущностная характеристика, феноменологически представленная в многочисленных и хорошо изученных в психологии явлениях мотивации достижения, притязаниях, аффилиации, склонности к риску, альтруизма, эмпатии и т. п. Для зарубежных исследователей личности типичны попытки выводить эти феномены друг из друга, или сводить один к другому, или находить их основания то в прагматической нацеленности человеческой мотивации В духе «постулата сообразности», то в адаптивности психических процессов и поведенческих актов, то в имманентном стремлении к «самореализации» или «самоактуализации», которое само всегда нуждалось в детерминистском обосновании и так его и не получило в трудах Маслоу и Олпорта, провозгласивших этот подход.

Яндекс.Метрика