Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Процесс, благодетельный для общества в целом, не менее благодетелен для каждого индивида

Прибегая к метафоре, можно сказать, что в обществе изначально складывается своеобразная система «социального страхования» индивида. Осуществляя посредством деятельности позитивные вклады в других людей, щедро делясь с ними своим бытием, индивид обеспечивает себе внимание, заботу, любовь, уважение. Не следует понимать это узкопрагматически. Продолжая свое бытие в других людях, человек не обязательно предвкушает будущие дивиденды; он действует, имея в виду конкретные цели деятельности, ее предметное содержание, а вовсе не то, что для других индивидов оборачивается его деянием (хотя не исключена и намеренная, осознанная потребность персонализации).

Социогенная потребность быть личностью существует, разумеется, в конкретно-исторической форме, имеет классовое содержание. В досоциалистических социально-исторических формациях эта потребность могла быть полностью реализована только представителями господствующего класса и всеми способами подавлялась у трудящихся. Действия, которые совершали рабы, не выступали как деяния для их господина, они не имели своей жизни в нем, и поэтому рабы для него не обнаруживали себя как личности. Римские матроны, как известно, не испытывали чувства смущения, оставаясь обнаженными перед рабами; раб, невольник не был персонализирован, а перед вещью стыд бессмыслен. Если переонализация и имела место, то она была лишь идеальной представленностью действующей вещи. Все это, правда, было так до того момента, пока рабы не восставали.

Примечательно, что отчуждение результатов труда, характерное для досоциалистических формаций, порождало извращенные формы метаиядивидной атрибуции личности индивида. Запечатлев в произведенном предмете свои труд, его создатель не мог надеяться, что он тем самым продолжает себя в тех, кому этот предмет предназначен, потому что предъявлял себя другим через этот предмет не он сам, а его хозяин. Этот трагический парадокс Деперсонализации творца в обществе эксплуатации человека человеком превосходно схвачен в гротескной форме Э. Т. А. Гофманом. Здесь имеется в виду его новелла «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», где маленькому уродцу Цахесу силой волшебства приписывают все заслуги окружающих, а его собственные недостатки и промахи относят кому-нибудь другому. Между прочим, Франциска Кугельман в одном из писем вспоминает, что «Крошка Цахес» Гофмана, сатира... облеченная в сказочную форму, очень забавляла Маркса».

Положение коренным образом меняется в социалистическом обществе, где отсутствует эксплуатация и подавление личности человека в угоду чьим-либо экономическим расчетам и интересам. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии сказано: «Исходным пунктом партийного, политического подхода к экономике служило и служит неизменное программное требование — все во имя человека, все для блага человека». Свободное и всестороннее развитие способностей советского человека позволяет) ему посредством общественно полезной деятельности осуществлять Позитивный вклад в других людей, в жизнь общества в целом.

Итак, гипотетическая «социогенная потребность» быть личностью, очевидно, реализуется в стремлении субъекта быть идеально представленным в других людях, жить в них, что предполагает поиск деятельностных средств продолжения себя в другом человеке. Подобно тому как индивид стремится продолжить себя в другом человеке физически (продолжить род, произвести потомство), личность индивида стремится продолжить себя, обеспечив идеальную представленность, свое «инобытие» в других людях. Это позволит нам понять, как мы увидим дальше, сущность общения, которое невозможно свести только к обмену информацией, к актам коммуникации, поскольку оно представляет собой процесс, где человек делится своим бытием с другими людьми, запечатлевает, продолжает себя в них и за этот счет выступает для них как личность.

Яндекс.Метрика