Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Личность как система обнаруживает себя дважды

В этой связи личность как система обнаруживает себя дважды: первый раз — в актах социально ориентированной активности, в действиях и поступках, и второй раз — в завершающих поступок как деяние актах «вторичного творческого синтеза», основанного на встречной активности другого лица.

Взгляды Выготского вплотную подводят к пониманию личности как особой формы организации взаимной активности данного индивида и других индивидов, где реальное бытие индивида органически связано с идеальным бытием других индивидов в нем (аспект индивидуальности) и где в то же время индивид идеально представлен в реальном бытии других людей (аспект персонализации).

Его идеи, складывавшиеся главным образом в психологии познавательных процессов и в возрастной и педагогической психологии, успешно экстраполированы в область психологии личности а оказываются там существенно важными для разработки ряда теоретических принципов. Так, можно предположить, что на определенном этапе общественного развития личностное как системное качество индивида начинает выступать в виде особой социальной ценности, своеобразного образца для освоения и реализации в индивидуальной деятельности людей. Вероятно, нужны специальные исследования историков материальной и духовной культуры, чтобы выявить ту степень развития общества, на которой с необходимостью порождается и воспроизводится в деятельности людей ценностность личностного начала в индивиде. Однако уже сейчас можно допустить, что исторически появление подобного эталона было связано с общественным разделением труда, с возникновением на этой почве имущественного неравенства н порождаемым этим неравенством стремлением на одном полюсе сохранить и упрочить идеальную представленность свыше, «от бога» данных властителей, а на другом — снять собственную обезличенность, что объективно могло быть достигнуто лишь в условиях классовых битв. Таким образом, эталон «быть личностью» должен был выступить в качестве предмета потребности индивида. И здесь основной источник активности человека — потребность: «Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей...».

Становление потребности быть личностью приобретало различные идеологические формы, и в первую очередь религиозные фиксации. Для господствующих классов обеспечивалось земное («по сю сторону») бытие в социальном целом, для угнетенных — «потустороннее бытие», якобы бессмертие ни во что не воплощенной «души».

Запечатлевая, продолжая себя в других членах общества, человек упрочивал в ней свое существование. Обеспечивая посредством активного участия в деятельности свое «инобытие» в других людях, индивид объективно формирует содержание своей потребности в персонализации, которая субъективно может выступать в мотивации достижения, притязаний на внимание, славу, дружбу, уважение, положение лидера (см. об этом ниже) и которая могла быть или не быть рефлектировала, осознана. Потребность индивида быть личностью становится условием формирования у других людей способности видеть в нем личность, жизненно необходимую для поддержания единства, общности, преемственности, передачи способов и результатов деятельности и, что особенно важно, установления доверия друг к другу, без чего трудно надеяться на успех общего дела. Таким образом, выделяя себя как индивидуальность, добиваясь дифференциальной оценки себя как личности, человек полагает себя в общности как необходимое условие ее существования, поскольку он производит всеобщий результат, что позволяет сохранять эту общность как целое. Общественная необходимость персонализации очевидна. В противном случае исчезает и становится немыслимой доверительная, интимная связь между людьми, связь между поколениями, где воспитуемый впитывает в себя не только знания, которые ему передаются, но и личность передающего. На определенном этапе жизни общества эта необходимость выступает в виде ценностно закрепленных форм социальной потребности.

Яндекс.Метрика