Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Положение об интериоризации социальных отношений

В аспекте рассмотрения генезиса высших психических функций ребенка эта идея выступила в трудах Выготского прежде всего с «безличной», орудийной стороны. Он отмечает, что «знак, находящийся вне организма, как и орудие, отделен от личности и служит по существу общественным органом или социальным средством». Однако в рамках тех же представлений существовала возможность разрабатывать наряду и в связи с вопросом об интериоризации орудийных моментов проблему интериоризации собственно субъектных (активных интенциональных) моментов, представленных в социальных отношениях.

Акты интериоризации, как отмечал Выготский, совершаются главным образом в процессах общения. Общение рассматривается им как процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний с помощью известной системы средств. Последнее означает, что социальные отношения, оставаясь орудийно опосредствованными, суть отношения конкретных индивидов и несут, следовательно, отпечаток их индивидуальности, утрачивая безличный характер. Выготский пишет о «передаче переживаний». Нам кажется допустимым предположить, что в этих процессах происходит как бы перенос индивидуальных характеристик общающихся друг с другом и формирование идеальной представленности их в чужом «я». Позволим себе спросить: не в том ли состоит специфика обучения в отличие от воспитания, что первое связано преимущественно с орудийно безличным характером передачи и усвоения социального опыта, а второе — с трансляцией прежде всего субъектных качеств индивидов? И тогда в иных терминах первое — трансляция «значений“, второе —“личностных смыслов». И то и другое, впрочем, выступает в единстве, распадающемся лишь в условиях теоретического анализа или дидактического изложения.

Представляется, если следовать самой логике развертки идей активности, опосредствованности и интериоризации социальных отношений, что личность — в данном случае, разумеется, для нас, а не для Выготского — выступает в качестве своеобразного синтеза собственнных качеств данного индивида и интериоризированных субъектно-интенциональных качеств других индивидов (транслируемых и присваиваемых наряду с собственно инструментальными актами, опосредствующими отношения между индивидами). К этому выводу мы неизбежно приходим, если брать понятие интериоризации в полном объеме, а не только в утилитарно практическом. Личность тогда оказывается невозможной без интериоризированных в данного индивида других индивидов, формирующих свое «представительство» в первом, ибо, как было уже отмечено, «через других мы становимся самими собой». Личность индивида должна быть раскрыта также и со стороны бытия данного индивида в других индивидах и для других индивидов. И тогда оказывается, что конкретно охарактеризовать личность значит ответить не только на вопрос о том, кто из других людей и каким образом представлен (интериоризирован) во мне, но и как я сам и в ком именно состою в качестве «другого», как бы изнутри определяя чье-либо сознание и поведение.

Здесь, следовательно, открывается и новая проблема: каким образом индивид обусловливает свое «присутствие» в других индивидах. Выясняя, что представляет собой данный индивид «для других» и «в других», как и то, что они представляют «для него» и «в нем», мы в первую очередь сталкиваемся с эффектами «зеркала», когда некто как бы отражается в восприятии, суждении и оценках окружающих его индивидов. Эта линия исследования превосходно представлена во множестве психологических работ по социальной перцепции (прежде всего в работах Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева и др.).

Яндекс.Метрика