Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Группа как субъект коллективной деятельности

С нашей точки зрения, основной теоретический смысл стратометрической концепции интрагрупповой активности — в распространении принципа деятельности, этого центрального звена марксистского общепсихологического понимания человека, на область социальной психологии. Другими словами, это означает, что социально-психологическая теория утрачивает недавнюю изолированность от развитой общепсихологической теории, становится ее органической частью, во всяком случае применительно к таким важнейшим разделам, как психология группы, коллектива, межличностных отношений, личности в группе и др., обретает новые возможности методологической конфронтации с традиционной западной психологией, позволяет, вводя категорию деятельности в исследование, изменить весь понятийный строй социально-психологического знания.

Разумеется, никто, никогда и нигде в социальной психологии не помышлял изучать и трактовать человека вне его социального окружения, вне группы, вне общности, которой он принадлежит. Как раз наоборот: групповое взаимодействие, групповые взаимоотношения являются предметом социально-психологического исследования. Нельзя сказать, что в работах социальных психологов (некоторых, во всяком случае, и в советской психологии в особенности) игнорируется тот факт, что эти взаимоотношения и взаимодействия происходят в группе, реально действующей, трудящейся, осуществляющей определенные социальные идеи. Однако признание этого обстоятельства странным образом не влияло на развитие социально-психологического исследования в направлении, которое подсказывало общепсихологическое понимание человека. Между тем так же, как индивид в предметной деятельности изменяет окружающий мир и посредством этого изменения изменяет себя, становясь личностью, социальная группа в своей совместной социально значимой деятельности преобразует окружающее и посредством этого преобразования конструирует и изменяет систему межличностных отношений и межличностного взаимодействия, становясь коллективом.

Группа как субъект коллективной деятельности осуществляет свою цель в конкретном предмете и тем самым изменяет себя. И здесь, в социальной психологии, как и в психологии общей, действует принцип «внутреннее через внешнее». Феномены межличностных отношений отчетливо это обнаруживают. Например, коллективистское самоопределение в отношении задач групповой деятельности складывается как результат активной деятельности коллектива по претворению в жизнь поставленных перед ним целей — межличностные отношения преобразуются деятельностью коллектива, которая направлена вовне, на присвоение социально значимого предмета, а не на сами эти межличностные отношения.

При этом подходе общепсихологическое понимание предметной деятельности, безусловно, расширяется за счет включения в нее деятельности коллективной.

Первоначально зародившись в области изучения групп и коллективов, концепция деятельностного опосредствования не претендовала на право распространения за пределы этой сравнительно узкой, хотя и важной области. Идея деятельностного опосредствования принималась как эвристическая лишь для понимания психологии группы и выделения особых закономерностей, которым подчинена многоуровневая внутригрупповая активность в коллективах. Эта приспособленность стратометрической концепции к задачам межгрупповой дифференциации на первых порах заметно суживала горизонт тех, кто ее разрабатывал, как, впрочем, и всех, кто с ней знакомился, и не позволяла увидеть перспективы ее распространения на другие разделы социально-психологической науки. И сейчас мы с большой осторожностью относимся к собственным попыткам вывести концепцию за пределы интерпретации межличностных отношений в коллективе. Уместно вспомнить в этой связи замечание Л. С. Выготского по поводу научных понятий и теорий, у которых по мере распространения на новые и новые области их объем возрастает до бесконечности, а научное содержание столь же закономерно падает до нуля.

Яндекс.Метрика