Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Деятельностное опосредствование в качестве объяснительного принципа

Деятельностное опосредствование в качестве объяснительного принципа порождает все другие кардинальные отличия принятой нами модели группы и групповых процессов. Наша модель противостоит традиционному подходу к рассмотрению социально-психологических феноменов в западной психологии. Прежде всего это проявляется в том, что в западной психологии группа трактуется как совокупность коммуникативных актов и эмоциональных тяготений и поэтому имеет характер эмоционально-психологической общности. В этом отношении мы не найдем различий у адептов теории поля, групповой динамики, интеракционизма, социометрической концепции и т. д. В противоположность этому в свете стра- тометрических представлений группа рассматривается как часть общества, имеющая содержательные характеристики, относящиеся к ее деятельности и ценностям, и поэтому выступает как социально-психологическая общность. Подобный подход к группе отчетливо обнаруживается в противопоставлении сплоченности как ЦОЕ и сплоченности как производной от частоты коммуникативных актов и эмоциональных контактов. О том же говорит выявленная зависимость нарастания числа актов коллективистского самоопределения и сокращения числа конформных реакций от интенсивности деятельности, направленной на достижение социально значимых целей. То же самое можно увидеть и во многих других фактах.

Традиционная (западная) социальная психология, имея предметом изучения малую группу, предполагает, что последняя репрезентирует важнейшее, характеристики взаимоотношений и взаимодействия людей в обществе. В советской социально-психологической и социологической литературе (Б. Д. Парыгин, Е. С. Кузьмин, Е. В. Шолохова и др.) неоднократно подчеркивались идеологические аспекты этой необоснованной интерпретации характеристик малой группы, справедливо отмечалась неправомерность подмены общественно-экономических отношений психологическими. Однако другая сторона этой ошибочной позиции, а именно выяснение того места, которое занимает традиционно изучаемая и описываемая малая группа среди других сообществ, образующих сложную социальную систему, осталась в тени. С точки зрения стратометрической концепции, малая группа отнюдь не репрезентативная модель типичного человеческого сообщества, а частный случай низшего уровня развития группы.

Следует подчеркнуть, что традиционная социальная психология, различая группы по размеру, времени существования, типу лидерства, степени сплоченности, композиции и т. д., не знает вообще различения их по уровню развития, не выделяет групп высшего уровня, которые качественно отличались бы от традиционно изучаемых малых групп. В этой связи в неявной форме во всех социально- психологических теориях Запада присутствует идея о том, что закономерности межличностных отношений, выявленные в малой группе, могут быть экстраполированы на любые другие группы того же размера, той же продолжительности существования, той же композиции и т. п. Но если, например, в социально-психологическом эксперименте выявлено, что восприятие группой руководителя зависит от размеров группы и что с ее возрастанием члены группы снижают оценку «человеческим факторам» руководителя, то традиционно не возникает даже сомнения в том, что эта закономерность может быть универсализирована и распространена на любую другую группу. Или если Н. Фландерс и С. Хавумаки3 показали, что похвала руководителем нескольких избранных членов группы действует как принцип «разделяй и властвуй» и порождает различия в социометрическом статусе членов группы, то это опять-таки выступает как якобы общезначимая социально-психологическая закономерность, в равной мере приложим а я и к случайной группе, и к группе сплоченной, объединенной общими целями и ценностями. Без всяких оговорок об ограниченности сферы действия эти «универсальные закономерности» попадают на страницы учебников и руководств по социальной психологии.

Яндекс.Метрика