Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Характеристика лидера по сравнению с «нелидерами» связана с избирательностью

Едва ли не важнейшая характеристика лидера по сравнению с «нелидерами» связана с избирательностью, предпочтительностью, которой наделяют лидера члены группы, выбирая его среди всех по каким-то подлежащим психологическому изучению признакам. Что составляет основу этого выбора? Каковы эти признаки?

Социальная психология при решении этого вопроса фактически апеллирует к социометрическому выбору, основу которого составляет одобряемость группой (всеми или большинством ее членов) определенного индивида, признаваемого наиболее пригодным и желаемым для выполнения функций руководства. В этой одобряемости личности лидера, в привлекательности его для группы теоретический анализ легко высвечивает эмоциональные тяготения как основу межличностного выбора. Однако не случайно Я. Л. Коло- минский, издавна и увлеченно разрабатывающий социометрический метод, предостерегает, подчеркивая неправомерность отождествления лидера и социометрической «звезды». «Звезда», т. е. наиболее эмоционально притягательный член группы, не обязательно выступает в качестве доминирующего в процессе общения. Точно так же лидер не обязательно является социометрической «звездой». Вместе с тем Коломинский указывает: «В то же время не исключено, что лидер может одновременно быть и социометрической «звездой» 10. С этим нельзя не согласиться.

Однако пока неясно, какая система межличностного выбора — если не социометрическая — обусловливает избираемость, выделение лидера, какие внутригрупповые связи закрепляют его лидерское положение, в каких случаях лидер и социометрическая «звезда» совмещаются в одном лице, а в каких — нет. Для того чтобы Ответить на эти вопросы, можно предположить, что социометрические выборы представляют собой лишь внешнюю систему связей, обусловливающих выделение лидера, и что за ней скрывается другая система межличностных связей, более глубинная, в большей степени выявляющая деятельностный, ценностный характер межличностных отношений. Ею прежде всего может быть система субъект-субъект-объектных отношений.

Напомним, что это форма межличностных отношений, в которой субъект относится к некоторому объекту (им может быть предмет, идея, цель, способ деятельности, конкретная ситуация, чьи-либо, в том числе и самого субъекта, личные качества и т. д.) и, стремясь его как-то воспринять, понять, принять или отвергнуть, обращается избирательно к другому субъекту как возможному и желательному источнику ортентаций в объекте. Социальное опосредствование здесь выступает как опосредствование конкретной личностью. Референтность и авторитетность складываются как проявление субъект-субъект-объектных отношений.

Чем выше группа по уровню развития, чем в большей степени межличностные отношения опосредствованы содержанием и ценностями совместной социально заданной деятельности, тем вероятнее, что возникновение и стабилизация лидера в группе происходит как реализация именно субъект-субъект-объектных, а не субъект- субъектных отношений (на рис. 3 показано, как субъект-субъект- объектные отношения усиливаются по координате ОС). В группах диффузного типа преобладают субъект-субъектные отношения. Различия групп по направлению и уровню развития в этом случае объясняет отмеченное (Я. Л. Коломинским, В. И. Зацепиным), но не получившее должного истолкования совпадение социометрической «звезды» и лидера (по всей вероятности, это окажется характерным для диффузной группы) и отсутствие достоверной связи между лидерами и «звездами» в группах высокого уровня.

Яндекс.Метрика