Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Чем выше по развитию группа, тем более сложным и обширным набором нравственно оправданных личностных характеристик может быть описан лидер

Чем выше по развитию группа (фигура I), тем более сложным и обширным набором нравственно оправданных личностных характеристик может быть описан лидер (EF). Именно здесь возможно компенсирование одних качеств другими, что объясняет широкую их вариативность, кстати, не раз отмечавшуюся исследователями. Опосредствованность качеств содержанием конкретной групповой деятельности, в свою очередь, ведет к их вариативности по признаку специфики этой деятельности (это трудно показать на нашей схеме, не прибегая к выходу в трехмерное пространство). Благодаря этому коллектив как группа высшего уровня развития обеспечивает величайшее многообразие личностных черт, которые могут быть качествами, необходимыми для осуществления руководства. Сила и гибкость структуры коллектива могут выражаться, в частности, и в том, что два индивида, имеющие, например, различающиеся сочетания личностных качеств, окажутся способны осуществлять лидерские функции. Об этом свидетельствует передовой опыт конкретного руководства в условиях социалистического строительства.

Видимо, следует предположить, что фигура DEFQ могла бы быть перевернута относительно оси ОС и тогда мы с ее помощью отразили бы проблему «черт лидера» применительно к группе типа корпорации с взаимоотношениями, интенсивно опосредствованными антисоциальными ценностными характеристиками (фигура II). Тогда на полюсах EjFi можно ожидать любой набор любых черт руководителя, так как качества личности его вообще не могут иметь значения, в связи с тем что он бюрократическим способом навязан группе и пользуется властью не благодаря каким-либо своим достоинствам, а исключительно за счет полученных извне прерогатив. На другом полюсе может быть выделен (он экспериментально и в самом деле неоднократно выделялся) сравнительно небольшой набор качеств, создающих наиболее благоприятные обстоятельства для свободного общения и всеобщего благоденствия в группе (фигура IV), где люди связаны друг с другом только эмоциональными притяжениями, а не какой-либо деятельностью (интеллектуальное превосходство, доброта, сострадание, внешняя привлекательность). Если мы продолжим линии E1D1 и F1G1 за пределы социума (Y), то, очевидно, окажемся ...в «царствии небесном» (или, если не терять под ногами почвы науки, в мире идеальных представлений о душевных качествах лучших среди простых смертных). Обратившись к патристике, мы найдем довольно скудный набор богоугодных качеств у серафимов, херувимов, архангелов и всех других небесных «лидеров», точнее, «заступников» и «хранителей» в ангельском чине.

Отсюда мы можем сделать вывод, что критики представлений о «чертах лидерства» правы и не правы. Правы, когда говорят о бесперспективности попыток обнаружить черты «лидера вообще» и тем более объяснить его какой-то природной предрасположенностью к лидерству. Не правы, когда, не проанализировав огромный материал по «чертам лидера», игнорируют то, что в нем могут быть представлены группы разного уровня развития, где в одном случае может быть жестко зафиксирован конечный набор качеств лидера, соответствующий узкому содержанию деятельности данной группы, а в другом — широчайшая вариативность положительных личностных характеристик, обеспечивающих лидерство, которое не может быть сведено к конечному множеству, к каким бы способам анализа ни прибегал исследователь (группировка, факторизация и т. д.).

Однако основной порок «теории черт лидера» лежит в иной плоскости. Черты лидера не могут и не должны быть взяты как исходные и тем более единственные детерминанты лидерства, потому что не столько лидер создает ситуацию доминирования в группе, сколько группа, обнаруживая свои общественно-исторические характеристики, порождает (выбирает, приемлет, культивирует и т. п.) определенный тип лидера. Лидерство как социально-психологический феномен возникает в результате взаимодействия человека и конкретных общественно обусловленных обстоятельств предметной деятельности, субъектом которой он является как член группы определенного уровня развития. Социально-психологический облик группы первичен, черты ее лидера вторичны. Это не означает, что проблема «черт лидера» каким-либо образом подвергается дискриминации, но это выявляет ее подлинное место в строе социально-психологического знания.

Яндекс.Метрика