Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Каков же может быть характер изменений?

Прежде всего следует отметить, что, имея задачу выделить общие (природные) черты подлинного лидера, исследователи изучали конкретные, существенно различающиеся группы, в которых отделяли лидеров от нелидеров. Это были группы дошкольников, мальчиков в летнем лагере, студентов, военнослужащих, дискуссионные, психотерапевтические группы и т. д. Совершенно очевидно, что деятельность в каждой из этих групп предъявляла специфические требования к лидеру и стимулировала проявление соответствующих личностных черт. В число этих групп попадали общности, где межличностные отношения до некоторой степени были опосредствованы содержанием совместной деятельности, и это не могло не отражаться на наборе черт лидера. Например, Ван Дюсен (1948) установил такую последовательность черт лидеров для бойскаутов (по убывающей): интерес к групповой деятельности и знание ее, установка на сотрудничество, навыки приспособления и искренность. Но во множестве исследованных выборок (дошкольники, студенты) совместной деятельности по существу не было и отношения характеризовались относительной непосредственностью. Соответственно изменялся и набор личностных качеств лидера. Другими словами, смешав в одну кучу всевозможные типы групповой деятельности, представленные к тому же в группах разного уровня развития, стрронники «теории черт лидера», как это и должно было случиться, не смогли выделить какие-либо инвариантные черты «лидера вообще».

В целях наглядности при дальнейшем изложении проблемы может быть использована изображенная схема. Здесь вектор ОС показывает степень опосредствования межличностных отношений, а векторы OA и ОВ отражают содержательный характер опосредствования, развивающегося в двух направлениях. В направлении OA от О к А нарастает опосредствующая роль гуманного, демократического, нравственного начала, в направлении ОВ от О к В усиливается опосредствующее межличностные отношения влияние реакционных, автократических, антигуманных социальных факторов. Если ориентироваться на эту модель, то для каждого типа групп можно определить некоторый набор личностных характеристик, которые будут выступать как качества, существенно важные для лидера или руководителя именно такой группы. Можно, далее, предположить, что эти качества будут изменяться по всем направлениям, задаваемым предполагаемой моделью.

Каков же может быть характер изменений?

Прежде всего, чем ниже группа по развитию (на схеме фигура III), тем более вероятно, что характеристика лидера будет включать сравнительно небольшой набор качеств (DG). В некоторых работах они были уже выделены и неправомерно отнесены к чертам «лидера вообще» (физическая сила, агрессивность, самоуверенность, жестокость, авторитарность).

Можно сделать допущение, что, продолжив линии ED и FG за рамки нашей схемы, другими словами, выводя их за пределы социума, мы символизируем (положение X) систему биологически обусловленных межиндивидных отношений в стае, где установлен определенный «порядок клевания» (Т. Щелдеруп-Эббе, 1922), в котором выражается «табель о рангах» у кур и других животных («линейная ранжировка» при наличии резко доминирующей над всеми особи А—>С—>D и т. д.; «треугольная ранжировка» А—>В—>С—> А, свидетельствующая о наличии не одного, а нескольких факторов лидирования). Эти факторы — прежде всего физическая сила и агрессивность.

Если вновь вернуться в сферу социальных детерминант (DG), то нельзя не вспомнить, что исследователи констатировали наличие как «линейной», так и «треугольной» ранжировки в детских садах (Е. Ханфман, 1935), в молодежных бандах (У. Уайт, 1943) и т. п. Это еще одно подтверждение, свидетельствующее об архаичном характере взаимоотношений между лидерами и ведомыми в группах низкого уровня развития.

Яндекс.Метрика