Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Понимания взаимоотношений в коллективе

Вся описанная ситуация принципиально неприемлема для понимания взаимоотношений в коллективе, где совместная деятельность определяется общей, принятой (присвоенной) всеми социально значимой целью деятельности, опосредствующей всю систему межличностных отношений, и в том числе отношений в системе «руководитель — подчиненные». В коллективе, если это настоящий коллектив, разделение лидеров на делового и эмоционального во многом теряет смысл, потому что эмоциональная интеграция коллектива детерминируется его деятельностными характеристиками, деловой интеграцией. На первый план выступают связи, которые А. С. Макаренко называл отношениями ответственной зависимости. Непосредственные эмоциональные контакты, значение которых бессмысленно отрицать, являются производными более глубинных сущностных связей — отношений деятельности, которые зависят от понимания людьми социального смысла того, что они делают, от целей, от нравственных принципов. Именно смысл деятельности, ее цели и принципы детерминируют сложную иерархию взаимоотношений в коллективе. И тогда единственный путь оптимизации этих взаимоотношений не в их причесывании и приглаживании, не в психологически обоснованной их «косметике» (то ли с помощью столь модных в высокоразвитых капиталистических странах специалистов по «человеческим отношениям» па производстве, то ли с помощью упований на «эмоционального» или «демократически ориентированного» лидера), а в такой организации- коллективной деятельности, которая закономерно порождала бы богатство личностных проявлений и межличностных отношений. Нет необходимости особо подчеркивать, что в социалистическом обществе создаются необходимые условия для осуществления подобной оптимизации, — это очевидно.

Теоретическая позиция, которой мы придерживаемся, содержит в себе некоторый парадокс. Если мы хотим понять, оптимизировать, отладить человеческие отношения в коллективе, нам надо переместить центр нашего внимания с них самих на содержание групповой деятельности, на превращение ее из социально значимой в личностно значимую для каждого члена коллектива. При реализации этой задачи снимается антиколлективистская противопоставленность делового (авторитарного) лидера всей группе и бессмысленная для развитого коллектива контроверза — операциональный или эмоциональный лидер. Все это дает основания заключить, что поправки, внесенные Фидлером в «ситуационную теорию лидерства», не меняют ее сути и потому не могут изменить ее общей оценки.

Нельзя не согласиться с М. Г. Ярошевским, который, характеризуя эту теорию, приходит к радикальному выводу: «Картину решительно меняет базирующаяся на марксистской методологии идея «деятельноетного опосредствования» групповых взаимоотношений, полагающая, что силой, которая сплачивает скопление индивидов в истинный коллектив, служит предметная деятельность. Чтобы «поймать» эту силу в «понятийную ловушку», необходим иной аппарат, чем разработанный для описания личности и внеделовых межличностных отношений. Хотя западные группологи и вынуждены были ввести понятие о задаче как детерминанте интрагрупповых взаимодействий, однако, будучи занесено в социально-психологические схемы исследовательской практикой, оно выступило в наш лишь как аморфный остаток предметной деятельности, внеположный внутренней организации группового процесса. Когда выделяется тип лидера, ориентированного на задачу, то речь идет либо о его качествах, характеризующих отношение к этой задаче (потребность в успехе, чувство ответственности, инициативность, сопротивляемость и др.), либо о реакциях последователей и группы в целом на такой стиль лидерства. Но вне зоны социально-психологичеткого видения остается социогенная, коллективоображующая роль предметного фактора, т. е. его роль в сплочении группы, регуляции взаимоотношений внутри нее, в создании коллективной мотивации, в динамике общения, распределения функций между ее членами, изменении социальной перцепции,— бловам, во всем многообразии процессов, определяющих внутренний облик этой общности как особого субъекта познания и действия».

Яндекс.Метрика