Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Обращение к принципу деятельностного опосредствования межличностных отношений

Наиболее общепринята «теория лидерства как функции ситуации» (Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Хейр). Наблюдая, как одни и те же люди в разных группах могут занимать разное положение, играя в них различные роли (ребенок может быть лидером среди ребят своего двора и ведомым в классе; учитель может быть лидером в школьной обстановке и лишаться этого положения в семье), исследователи сделали вывод, что лидерство — это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов при вхождении в различные ситуации.

Последняя точка зрения, как правило, не подвергается пересмотру в современной социальной психологии, но получает вместе с тем ряд уточнений. Используется найденный еще в 50-х гг. подход Бейлса, уточненный Ф. Фидлером: в каждой группе наличествуют, по меньшей мере, два типа лидеров: эмоциональный (обеспечивающий оптимальное регулирование межличностных отношений) и инструментальный (захватывающий инициативу в специфических видах деятельности и координирующий общие усилия по достижению цели). Понимание лидерства как функции ситуации порождает представление о множественности лидеров (или лидерских функций) в группе, принимающих на себя ответственность за организацию тех или иных дел или отдельных сторон общей деятельности. В соответствии с этим каждая ситуация общения в группе способна выдвинуть своего ситуативного лидера, и в конечном счете лидеров может быть столько, сколько членов в группе. Впрочем, в то л<е время признается возможность появления в группе универсального, или абсолютного, лидера, единолично обеспечивающего многоплановую групповую деятельность. Принятая типология лидерства учитывает прежде всего эту позицию, идет ли речь об объеме деятельности (универсальный или ситуативный лидер) или о ее содержании (лидер — генератор идей, лидер-исполнитель и т. д.).

Надо, сказать, что используется еще один, идущий от работ К. Левина, Р. Липпита и других, вид типологии лидерства, где за основу классификации принимается стиль руководства (авторитарный, директивный, laisser-faire, т. е. придерживающийся политики невмешательства, демократический, либеральный). Как правило, многочисленные работы социальных психологов на Западе подчеркивают нежелательный характер результатов активности авторитарного лидера и оптимальность действий лидера демократического. Впрочем, в последнее время данная типология лидерства вызывает серьезные возражения из-за своей прямолинейности.

Следует отметить, что советские социальные психологи (И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов, Н. С. Жеребова, Р. Л. Кричевский и др.) справедливо критикуют все существующие психологические теории лидерства за неправомерные попытки непосредственно перенести результаты лабораторного эксперимента в область явлений общественной жизни, где действуют многообразные социально-экономические факторы.

Такова в очень кратком изложении общая картина разработки проблемы лидерства, какой она представлена во множестве обзоров и руководств по социальной психологии.

Обращение к принципу деятельностного опосредствования межличностных отношений, как можно полагать, позволит существенно реконструировать эту картину и предложить новые объяснения уже известных фактов и теорий.

Яндекс.Метрика