Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Основные феномены коллектива, выделенные и исследованные в рамках стратометрической концепции

Третье предположение также было связано с задачей выяснить сущностные характеристики коллектива. Мы предполагали, что коллективистский гуманизм как сущностная черта коллектива должен был обнаружиться в неизменности показателей ДГЭИ и в тех случаях, когда угроза фрустрации будет адресована пока еще неизвестному группе индивиду, но на которого уже имплицитно распространяются права и обязанности члена коллектива, тогда как в группах низкого уровня развития он заведомо окажется в роли «козла отпущения» (напомним цукание новичков в кадетских корпусах, юнкерских училищах, классических гимназиях, превосходно описанное А. И. Куприным, Н. М. Гариным-Михайловским, Л. А. Кассилем и другими писателями). Мы изначально предполагали, что в экспериментах с определением индекса ДГЭИ коллектив проявит себя как открытая система, в которой к каждому новому члену заранее подходят как к равному по своему праву на сочувствие и поддержку.

Четвертое предположение лежит в большей степени в плоскости не столько социальной, сколько педагогической психологии. Поскольку коллектив сплачивается в совместной общественно ценной и личностно значимой деятельности и все феномены глубинных страт внутригрупповой активности возникают и развиваются в условиях этого процесса становления коллективистского начала, ДГЭИ должна, вероятно, в свою очередь, проходить различные фазы формирования. Необходимо было поэтому так по- строить психолого-педагогический формирующий эксперимент, чтобы он зафиксировал решающие факторы развития ДГЭИ в коллективе, ее возрастные особенности, соотношение ДГЭИ с дру- гими формами эмпатии, связь ДГЭИ с психологическими детерминантами эффективности значимой и общественно ценной коллективной деятельности. Особый интерес в этой связи представляет изучение генезиса высших форм ДГЭИ, к которым мы относим интерперсоналыюе отождествление с лицами, подвергающимися ке фрустрации, а положительной стимуляции (награждению, похвале и т. д.). Интересные результаты исследований были получены В. В. Абраменковой, показавшей зависимость формирования ДГЭИ от характера деятельности детей младшего возраста.

Пятое предположение. Для коллектива явление эмоциональной идентификации выступает как собственно групповой феномен, преобразующий индивидуально-типические черты характера членов группы, например агрессивность, эмоциональную холодность и т. д. Таким образом, индивидуально-типическое в личности может выступить в трансформированном виде как социально-психологический феномен межличностных отношений. Эта гипотезе была в дальнейшем подтверждена Е. В. Романииой и Л. П. Хохловой.

Параметр ДГЭИ, как и методики, его выявляющие, только начали входить в нашу социальную психологию. Многие вопросы, связанные с его психологической сущностью, еще нуждаются в уточнении. Однако феномен эмоциональной идентификации, видимо, уже сейчас может многое прояснить в характеристике сложной структуры интерперсональных отношений, так как дает возможность объективно исследовать личностную эмоциональную подоплеку группового взаимодействия.

Рассмотрев основные феномены коллектива, выделенные и исследованные в рамках стратометрической концепции, мы можем попытаться выяснить, как обращение к ее принципам позволило решать некоторые конкретные проблемы социальной психологии, актуальность которых не вызывает сомнения.

Яндекс.Метрика