Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Совокупность коммуникативных, операциональных межиндивидуальных связей

Таким образом, Р-выбор отражает существеннейшую сторону психологии межличностных отношений, связанных с феноменом референтности, позволяет осуществлять референтометрическое «видение» групповых связей, базирующихся на ценностных основаниях, открывает новые, до сих пор не исследованные пространства для социаЛьно-психологического исследования, апеллируя к глубинным слоям групповой активности, которые обусловлены содержанием и ценностями деятельности19. Это, безусловно, более содержательная характеристика групповой дифференциации по сравнению с социометрией. Если социометрия позволяет дать абрис межличностных отношений в группе как некоей общности, где связи являются внешними и преимущественно аффективными («хочу быть с ним — не хочу быть с ним», «он мне нравится — он мне не нравится»), то психологическое изучение коллектива, где отношения между его членами содержательно опосредствованы, с необходимостью требует учитывать показатели референтности в системе внутриколлективных отношений.

Если думать о практическом внедрении референтометрическо- го подхода в работу психолога с конкретным коллективом, то перед нами открываются определенные перспективы в плане собственно педагогическом. Выяснив в референтометрическом тесте влачимый для интересующего нас субъекта (или субъектов) круг лиц, с мнением и позицией которых он (или они) считается, псиг холог может подсказать педагогу цели для избирательного воспитательного воздействия. Педагогическое воздействие на индивида, референтного для тех, кто наделяет его качеством референтности, позволяет оказывать косвенное, но от этого отнюдь не менее сильное влияние на указанную группу лиц. Не исключено, что это один из путей к преодолению ложной, но имеющей место альтернативы фронтального и индивидуального подходов при педагогическом воздействии.

В конце 1972 г. началось изучение еще одного психологического феномена групповой активности — действенной групповой эмоциональной идентификации (ДГЭИ). Концептуальный план и конкретная методика исследования были предложены В. А. Петровским. Эксперимент по этой методике был поставлен, и результаты его проанализированы и обобщены первоначально в работе А. И. Папкина, а затем в работах М. А. Туревского, В. В. Абраменковой, А. С. Горбатенко.

Теоретическую основу исследования составляет отвечающая основным позициям стратометрической концепции попытка различения двух взаимосвязанных, но нетождественных аспектов групповой активности: группового взаимодействия и групповых взаимоотношений.

Групповое взаимодействие рассматривается как совокупность коммуникативных, операциональных межиндивидуальных связей, которые определяются конкретной, актуализированной в данный момент задачей групповой деятельности.

Под взаимоотношениями мы понимаем систему межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определенных оценками и эмоциями. возникающими в процессе внутригруппового общения, а в группах высшего уровня развития — как мы предполагаем — прежде всего общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Групповое взаимодействие дано непосредственно, групповые взаимоотношения латентны по самому существу, и раскрытие их требует обращения к специальным социально-психологическим приемам исследования, инструментарию, который пока еще не столь богат.

Яндекс.Метрика