Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Избирательная ориентированность субъекта в кругу значимых для него групп и лиц

Теоретический анализ литературы по референтным группам позволил Щедриной выделить и подчеркнуть инвариантный для всех определений референтной группы фактор оценки, включающий ориентацию субъекта на оценку своих поступков, личностных качеств, существенно важных обстоятельств деятельности, предмета личных интересов и т. д. со стороны его референтной группы. В том случае, когда индивид не располагает подобной информацией, он не может не предполагать возможное мнение референтной группы. Для того чтобы нормы и ценности референтной группы оставались постоянно действующим ориентиром для индивида,, необходимо постоянно соотносить с ними свое реальное поведение, проверять его соответствие этим нормам и ценностям. Но так как объективные показатели того, насколько правильно индивид ориентируется на нормы и ценности, зачастую отсутствуют, он должен мысленно, если не на деле, запрашивать об этом свою референтную группу. Это значит, что субъект избирает из множества окружающих его людей тех, кого он наделяет особым, субъективно важным для себя качеством, особой атрибутивной характеристикой — референтностью.

Понятие референтность описывает избирательную ориентированность субъекта в кругу значимых для него групп и лиц. Эта орцентированность порождается потребностью индивида в выработке оценки существенно важных для него объектов познания и в том числе самопознания. Она может обнаружить себя в ситуации соотнесения субъекта с существенно значимыми для него объектами (целями и задачами деятельности и трудностями их осуществления, конфликтными ситуациями, личными качествами участников совместной деятельности, и в том числе его самого, и др.). Таким образом, соотнесение субъекта и объектов ориентации осуществляется опосредствованно, путем обращения к ценностным орнентациям другого лица, других членов коллектива. Референтность выступает как форма проявления особых субъект-субъект-объектных отношений, в которых связь с «другим» является опосредствующим звеном отношения субъекта к значимому для него объекту. Референтность выражает зависимость субъекта от другого субъекта. Зависимость выступает как избирательное отношение к этому другому субъекту в условиях ориентации в личностно значимом объекте. Ориентация здесь понимается как задача как- то отнестись к объекту (воспринять, понять, оценить и т. п.).

Итак, «значимый другой» в самом деле становится своего рода зеркалом, в котором отражается сам индивид и все, что его окружает. Но отсюда очевидно, что члены группы могут обладать референтными качествами в различной мере, и это обстоятельство объясняет направленность выбора, особенности дифференциации межличностных отношений, осуществляемой по признаку референтности, большую предпочтительность одних и меньшую — других. В референтности скрыта потенциальная возможность обратиться к избираемому «другому» с целью опосредствованного (через его ценностные ориентации) отнесения к значимым для субъекта объектам познания.

Предпочтительность по признаку референтности существеннейшим образом отличается от предпочтительности в классическом социометрическом тесте (с учетом всех его модификаций, которые, как нам не раз приходилось подчеркивать, не меняют его сути). Референтность, очевидно, лежит в более глубоких стратах внутригрупповой активности, опосредствуемой принятыми в данном коллективе ценностями. Индивид получает возможность воспринять окружающий мир как бы через преломляющее устройство, которым для него выступают ценностные ориентации (убеждения, взгляды, мнения) его товарищей, и тем самым корригировать свое отношение к окружающему, строго ограничив количество таких лиц. Это вынуждает испытуемого проявлять высокую избирательность при обращении к широкому кругу лиц, из числа которых ему предстоит вычленить тех, чье мнение и оценка его привлекают прежде других.

Яндекс.Метрика