Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Обращение к ценностно-ориентацнонному и предметно-ценностному единству

Вероятно, если бы исследователь продолжил эксперимент и рассмотрел вариант В (ученики-ученики), то результаты аналогичных серий оказались бы ближе к варианту Б (учителя — учителя), нежели к варианту А (учителя — ученики). Если углубиться дальше в область гипотез и предположить возможность проведения варианта Г (ученики — учителя), то, вероятно, его итоги были бы во многом аналогичны варианту А (учителя — ученики).

Все эти гипотезы исходят из основного принципа стратометрической концепции, согласно которому взаимоотношения людей в группах в большей или меньшей степени опосредствуются целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т. е. ее реальным Содержанием. В этой связи можно предположить, что варианты А и Г в большей степени должны обнаруживать опосредствованный характер, так как содержание совместной работы в хорошем учебно-воспитательном коллективе класса10 предполагает опосредствование взаимоотношений целями и результатами совместной деятельности. Этот процесс должен в наибольшей мере затрагивать взаимодействие учителей и учеников, между которыми происходит постоянный обмен продуктами и результатами деятельности, возникают отношения ответственной зависимости, когда успешность или неуспешность деятельности учителя сказывается на успешности или неуспешности деятельности ученика и, наоборот, обученность и воспитанность школьника являются критериями педагогической эффективности труда учителя. Мощный пласт предметных отношений, возникающий в процессе учебно-воспитательной работы, должен с необходимостью порождать феномены групповой активности, которые были уже частично выявлены Донцовым, а частично сформулированы нами в порядке гипотезы.

Являются ли взаимоотношения самих учеников существенно опосредствованными содержательной стороной их учебной деятельности? Какие есть основания предполагать, что наш гипотетический вариант В окажется близок варианту Б? Принятый в настоящее время в средней школе характер учебной деятельности, видимо, недостаточно стимулирует сплоченность учащихся на предметно-ценностном уровне. Учебная работа класса, даже фронтальная, не включает в себя того рода трудового взаимодействия, которое предполагает обмен продуктами деятельности и ответственную зависимость между членами коллектива, измеряемую вкладом каждого в общий результат, и поэтому остается работой хотя и фронтальной, но индивидуальной. На это обстоятельство сейчас все больше обращают внимание педагоги (X. Ю. Лийметс, Л. И. Новикова и др.), изучая возможности создания подлинно коллективной учебной деятельности.

Следует ли из этого, что коллектив школьников лишен возможности сплочения на предметно-ценностном "уровне? Подобный вывод был бы неправомерен и противоречил достоверному факту реального существования сплоченных классных коллективов. И все- таки есть основание думать, что предметно-ценностная сплоченность этих коллективов создается главным образом за счет совместной трудовой деятельности, активной общественной работы и других факторов, действенно опосредствующих интрагрупповую активность, а не в учебной деятельности, которая должна быть ведущей для школьника.

Заключая обзор трех направлений изучения сплоченности на основе принципов стратометрического подхода, следует подчеркнуть, что к настоящему времени накопились факты, позволяющие проследить феномен групповой сплоченности во всех трех слоях структуры коллектива.

Обращение к ценностно-ориентацнонному и предметно-ценностному единству не исчерпывает характеристику сплоченности коллектива, рассматриваемого в свете принципов деятельностного опосредствования. Возможны и другие подходы к проблеме сплоченности.

Яндекс.Метрика