Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Важным параметром групповой активности в коллективе является сплоченность

Что же составляет принципиальное психологическое отличие коллектива от диффузных групп? В коллективе в качестве определяющих выступают взаимодействие и взаимоотношения людей, опосредствованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т. е. ее реальным содержанием. С этой точки зрения коллектив есть группа, где межличностные отношения опосредствуется общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Эти качественные отличия коллектива, как выяснилось, поддаются количественным исследованиям, в которых принципиальное значение приобретает учет указанного опосредствующего звена, позволяющий экспериментально выделить его существенно важные параметры. К их числу, как установлено, могут быть отнесены преобладание в коллективе проявлений коллективистского самоопределения и резкор снижение конформных реакций в значимых для коллектива ситуациях. Этот параметр групповой динамики оказался первым в ряду других, часть которых вскоре была получена экспериментально.

Так, важным параметром групповой активности в коллективе является сплоченность. Принятые в американской социальной психологии методики количественного измерения сплоченности группы (Р. Бейлс, Д. Картрайт, А. Зандер и др.) опираются на гипотезу о том, что между количеством, частотой и интенсивностью коммуникаций (взаимодействий, контактов) в группе и ее сплоченностью существует прямая связь: количество и сила положительных или отрицательных выборов свидетельствуют об определенном уровне сплоченности (коэффициент групповой сплоченности при этом понимается как частное от деления числа взаимных связей на теоретически возможное для данной группы их количество). Эта стратегия исследования сплоченности была принята рядом советских социальных психологов, которые, хотя и неизменно подчеркивали, что сплоченность — такое состояние группы, которое характеризует ее как единство, обусловленное осознанием общности целей и задач, отношениями товарищества, коллективизма 41 т. д., однако, переходя к конкретным способам получения коэффициентов сплоченности, в качестве исходных брали все те же параметры: число членов группы и количество взаимодействий с учетом их различных эмоциональных оттенков. Таким образом, конкретно-методическое решение оказывалось в противоречии с правильными исходными методологическими посылками.

В работе В. В. Шпалинского, посвященной проблеме групповой сплоченности, реализован план исследования, в котором в основу эксперимента была положена задача учета важнейших характеристик коллектива — системы его ценностных ориентаций и отношения к целям деятельности. Отсюда вытекала и собственно экспериментальная программа получения индекса сплоченности, которым служит частота совпадений позиций и оценок членов группы по отношению к объектам, существенно значимым для группы в целом (коэффициент сплоченности выводился с помощью предложенного С. А. Будасси количественного метода, близкого к принятой у психотерапевтов школы К- Роджерса так называемой Q-sort методике). В отличие от трактовки сплоченности группы как результата возрастания взаимодействия между ее членами (эта трактовка дает для понимания межличностных отношений в коллективе недостаточно информативные коэффициенты: оживление контактов может быть связано с конфликтом, с активизацией сил, объективно направленных не на сплочение, а на развал группы) предложенный подход позволял зафиксировать существенные особенности коллектива. Полученный таким образом показатель групповой сплоченности, обозначенный как ценностно-ориентационное единство группы (ЦОЕ), выступил в качестве интегральной характеристики системы внутригрупповых связей. Такая характеристика выявляла уровень, или степень, совпадения оценок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, идеям, задачам и событиям), наиболее значимым для группы в целом.

Яндекс.Метрика