Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Результаты экспериментов со школьниками старших классов

Результаты экспериментов со школьниками старших классов показали, что подавляющее большинство испытуемых смогли осуществить акты самоопределения в коллективе, взяв на себя вопреки его «давлению», «непоследовательности», «нестойкости» роль защитников его подлинных ценностей. Экспериментально обнаруженное коллективистское самоопределение проявлялось, таким образом, в следовании идеалам коллектива и его целям и в противостоянии в конфликтной ситуации групповому давлению, которое оставалось фатальным для лиц, проявляющих конформность. К этим данным примыкают результаты, полученные в экспериментах (В. А. Бакеев), задачей которых было сопоставление внушающего воздействия на личность случайной, неорганизованной группы и сложившегося коллектива. Эта работа показала, что внушающее мнение случайно собравшихся людей на индивида при предъявлении Незначимого материала будет обнаруживаться в большей степени, чем влияние мнения коллектива, которому он принадлежит.

Парадоксальность этого экспериментально полученного вывода кажущаяся. Предусмотренные классическими методиками на выявление внушаемости процедуры апеллируют преимущественно к неосознанным позициям и действиям личности, в то время как поведение человека в коллективе определяется главным образом осознанными установками и позициями по отношению к каждому его участнику. Хорошо зная всех членов коллектива, индивид, ориентируясь на отношения и оценки, сложившиеся в совместной деятельности, сознательно и избирательно реагирует на мнение каждого, учитывает степень его компетентности и информированности. В противоположность этому состояние индивида в незнакомой, случайной, неорганизованной группе в условиях дефицита информации о лицах, образующих эту группу, способствует повышению внушаемости (связь между неопределенностью ситуации и внушаемостью отмечалась многими авторами). Введение в содержание эксперимента значимого материала в еще большей степени обнаруживает эти отличия коллектива от диффузной группы.

Таким образом, если поведение человека в диффузной малой группе и при оперировании с относительно незначимым материалом (определить длину отрезка, продолжительность временного интервала, интенсивность запаха и т. д.) может зависеть только и исключительно от места, которое он выбирает для себя, чаще всего неосознанно, в градации «автономия — подчиненность группе», то в коллективе существует еще одна специфическая возможность — осуществление коллективистского самоопределения личности. Другими словами, именно в коллективе личность обретает свободу как осознание необходимости действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. «В условиях действительной коллективности индивиды обретают свободу в своей ассоциации и посредством ее».

Проверка и экспериментальное подтверждение гипотезы о коллективистском самоопределении позволили выдвинуть новое предположение, что в коллективе должны обнаружиться социально- психологические феномены, качественно отличающиеся от явлений, характерных для случайного скопления людей — ассоциаций, диффузных групп и т. п. Сущность этих отличий в неодинаковом характере взаимоотношений и взаимодействия между индивидами в данных разновидностях малых групп. В диффузной группе определяющими являются непосредственные отношения и непосредственное взаимодействие между индивидами (эмоциональные контакты, податливость или сопротивление групповому воздействию, сенсомоторная или психофизиологическая совместимость и т. п.). Разумеется, можно говорить лишь об их относительной непосредственности, поскольку во взаимоотношения индивидов в любой, даже случайно образовавшейся группе неизбежно оказываются включенными в качестве некоторых промежуточных переменных установки, взгляды, опыт прошлых контактов, предубеждения, стереотипы и т. д. Именно эта схема взаимоотношений и взаимодействия была абсолютизирована американской социальной психологией малых групп, которая ввела в условия эксперимента лишь групповые стимулы и групповые реакции, оставляя в стороне опосредствующее звено — содержание совместной деятельности. Впрочем, пользуясь удачным понятием, предложенным М. Г. Яро- шевскнм, можно сформулировать вывод, что «надсознательный категориальный строй» американской социальной психологин, замыкая исследователя в круг поведенческих характеристик, заранее отсекал возможность направить эксперимент по пути реального учета содержательной и мотивационной сторон межличностных отношений.

Яндекс.Метрика