Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Преобладания в коллективе независимости или конформности индивидов

Вообще история науки неоднократно демонстрировала примеры того, что вполне понятные попытки изучить проблему в неосложненном виде, доступном квантификации и дальнейшим математическим преобразованиям, нередко приводят к утрате в процессе исследования того качества, на которое оно и было собственно направлено в исходном замысле. В области социальной психологии это представляется нам особо опасным. Так, ценное вне всяких сомнений стремление к комплексному изучению (как системы) такого сложного объекта, каким является коллектив, нередко приводит в результате подобного «системного» исследования к плоскому представлению о нем, как о группе механически взаимодействующих лиц. В этой связи типично следующее рассуждение: «Крайняя упрощенность постановки задачи, продиктованная чисто математическими трудностями, заставляет рассматривать все наши конструкции как математическую модель, которая сама по себе далеко не полиостью адекватна действительности, но может служить исходным пунктом для построения более адекватных моделей».

Необходимо подчеркнуть, что здесь имеются в виду отнюдь не так называемые коллективы автоматов и их поведение. Речь идет о попытке математического моделирования реального научного коллектива в связи с одним из его аспектов, который представлен в виде графа «связей общения» и где в качестве целевой функции рассматривается время распространения информации («сверху вниз» или наоборот). И несмотря на то что в работе содержится ряд интересных положений, трудно представить ту область действительности, которой хотя бы отчасти была адекватна данная математическая модель. Вряд ли она могла бы послужить исходным пунктом и для построения других, более соответствующих предмету рассмотрения моделей, тем более если исследование будет обращено к собственным признакам коллектива, а не к каким-нибудь абстрактно-коммуникативным параметрам передачи информации в человеческой общности. Стремясь обойти математические трудности и для этого «упрощая» задачу, при выполнении этого обходного маневра легко утратить предмет исследования в его качественном своеобразии. Между тем социально-психологическое исследование коллективов должно с необходимостью выявлять эту качественную специфику, несводимую к связям типа «стимул — реакция».

К сожалению, именно эта лишенная качественного своеобразия трактовка коллектива просвечивала сквозь экспериментальные процедуры выявления его основных параметров, принятых в известных нам социально-психологических исследованиях. Используемые в них методы последовательно реализовали программу изучения коллектива как группы взаимодействующих лиц, которые, если судить по содержанию эксперимента, связаны друг с другом чем угодно, только не общностью социально-детерминированных задач, целей, ценностей, и изучения личности как индивида, чисто внешне принадлежащего к данной группе. Результаты, получаемые в подобных исследованиях, как это и должно быть, соответствовали гипотетической модели предмета исследования, изначально заложенной в эксперимент. Иными они и не могут быть.

Показательны в этом отношении исследования поведения личности в условиях группового давления с выявлением преобладания в коллективе независимости или конформности индивидов. Эти исследования, связанные с трудами Аша и Кратчфилда, проводились и варьировались неоднократно как за рубежом, так и у нас (в частности, в нашей лаборатории В. Ф. Сафиным). Однако методика исследования конформизма с помощью подставной группы на материале, незначимом для испытуемых (определение длины отрезков), с неизбежностью наталкивала на вывод, что единственной альтернативой конформизма является нонконформизм, негативизм, независимость личности в группе. В группе людей, лишь внешне взаимодействующих друг с другом, иного результата и нельзя было ожидать, тем более что от испытуемых требовалось высказывать суждения по поводу незначимого для них экспериментального материала. В данном случае отсутствовали ценности, ради которых можно было идти на расхождение с группой, вступать с ней в конфликт.

Яндекс.Метрика