Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Исходные позиции новой концепции психологии групп и коллективов

Психологические проблемы формирования и функционирования коллективов, становления коллективистских качеств личности всегда привлекали внимание советских психологов, видящих в коллективе связующее звено между личностью и обществом и подчеркивающих принципиальное значение, которое приобретает коллектив в социалистическом обществе, особенно на нынешнем этапе развития научно-технического прогресса в нашей стране.

Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС, посвященный актуальным вопросам идеологической, массово-политической работы партии, в своем постановлении подчеркнул, что все усилия по организации идейно-политической работы в конечном счете реализуются в трудовом коллективе. В постановлении пленума ЦК КПСС говорится: «Важная задача идейно-воспитательной работы—добиваться того, чтобы революционная идеология и мораль рабочего класса, его коллективистская психология, интересы и взгляды определяли духовный облик всех советских людей»

Трудно переоценить значение правильно найденного подхода к пониманию собственно социально-психологических феноменов взаимоотношений и взаимодействия членов коллектива: сплоченности, психологического климата в нем, восприятия коллектива его участниками и их совместимости, самочувствия и самоуважения личности в коллективе, перспектив личности в коллективе в связи с перспективами самого коллектива и др. Для решения указанного круга вопросов психология могла использовать — и в ряде случаев успешно использовала — накопленный в прошлом опыт понимания и формирования коллективов, и прежде всего лучшие образцы этого опыта, содержащиеся в трудах и деятельности А. С. Макаренко. В дальнейшем идущее от Макаренко понимание коллектива как группы людей, объединенной общими целями деятельности, подчиненными целям общества, становится общепринятым.

К началу 60-х гг. требования научно-технического прогресса в стране способствовали становлению социально-психологической проблематики коллективов (производственных, научных, учебных, военных). Оказалось очевидным, что правильное понимание сущности коллектива в социологическом и педагогическом плане — при всем его принципиальном значении — само по себе не может еще обеспечить решения многочисленных конкретно-психологических задач, и главным образом задач, связанных с дифференциальной диагностикой групп и коллективов, качественным и количественным исследованием их важнейших параметров. Собственно социально-психологическая задача научной интерпретации межличностных взаимоотношений в коллективе оборачивалась методической проблемой — осознавалась необходимость в разработке и использовании адекватных экспериментальных методик изучения коллективов и личности в коллективе. Дефицит экспериментальных методов остро ощущался всеми. В этих обстоятельствах вполне понятно, что целый ряд социально-психологических лабораторий Москвы, Ленинграда, Минска и других научных центров обратился к работам американских и европейских психологов в расчете на получение необходимого экспериментального инструментария, не прекращая вместе с тем поисков своих путей решения поставленных проблем. Что же могла в этом отношении дать западная социально-психологическая наука?

Яндекс.Метрика