Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Глубокое содержание решения проблемы мотивации человеческих поступков

Эта постановка вопроса давала Макаренко возможность, изменяя положение человека в коллективе, оказывать формирующее влияние на личность, причем сам воспитанник и не подозревал, что является объектом воспитания (принцип параллельности действия): «Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная формулировка. В сущности это есть форма воздействия именно на личность, но формулировка идёт параллельно сущности. На самом деле мы имеем дело с личностью, но утверждаем, что до личности нам нет никакого дела».

А. С. Макаренко придавал большое значение изучению личности человека. Сам перечень черт личности, которые синтезируются Макаренко в общий комплекс («...самочувствие человека в коллективе, характер его коллективных связей и реакций, его дисциплинированность, готовность к действию и торможению, способность такта и ориентировки, принципиальность и эмоциональное перспективное устремление»), свидетельствует о том, что Макаренко не мыслил себе рассмотрение личности вне ее жизни в коллективе, О том же говорит схема изучения воспитанников, подробная и обоснованная, содержащаяся в его работе «Методика организации воспитательного процесса» (1936), которая начинается словами: «Что должен знать воспитатель о каждом своем воспитаннике?». О том же говорят превосходные характеристики воспитанников, лаконично и точно обрисовывающие сформировавшиеся и проектируемые черты их личности.

А. С. Макаренко глубоко исследовал мотивационную сферу личности, механизм формирования ее общественно ценных качеств. Едва ли не центральное место занимает при этом проблема формирования и развития потребностей: «Глубочайший смысл воспитательной работы, и в особенности работы семейного коллектива, заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей, в приведении их к той нравственной высоте, которая возможна только в бесклассовом обществе и которая только и может побуждать человека к борьбе за дальнейшее совершенствование». В произведениях Макаренко проблема потребностей, конструирующая динамический аспект советской психологии, встает во весь рост.

Глубокое содержание того решения проблемы мотивации человеческих поступков, которое дал Макаренко, не сразу было усвоено педагогической и психологической наукой и не сразу стало основой дальнейшего развития важнейших принципов методики коммунистического воспитания и психологии личности. Однако в его произведениях содержалась широкая и смелая программа изучения движущих сил развития человеческой личности, где главенствующая роль отводилась воспитанию потребностей коллективиста. Нравственно оправданная потребность — это есть потребность коллективиста, т. е. человека, связанного со своим коллективом единой целью движения, единством борьбы, живым и несомненным ощущением своего долга перед обществом: «Потребность у нас есть родная сестра долга, обязанности, способностей, это проявление интересов не потребителя общественных благ, а деятеля социалистического общества, создателя этих благ».

В произведениях Макаренко перед советскими психологами едва ли не впервые раскрылись возможности с научных позиций анализировать формирование цельной человеческой личности: в труде и общественной деятельности. Наиболее ценная черта Макаренко как психолога — полностью преодоленная им пассивная созерцательность психологического исследования личности. «Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания».

Яндекс.Метрика