Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Исследование природы и значения коллективного чувства в процессе общественного развития

К социальной психологии Рейснера во многом приближается сформулированная в те же годы «коллективная психология» Л. Н. Войтоловского. Так же как Рейснер, Войтоловский стремится создать социальную психологию на началах марксистского мировоззрения. Исходной причиной социальных явлений Войтоловский признавал общественное производство, производительные силы, по отношению к которым «психические и идеологические факторы вторичны».

Исследование природы и значения коллективного чувства в процессе общественного развития должно, по мнению Войтоловского, составить одну из первых задач современной общественной психологии, и поэтому линию марксистских исследований нужно продолжить именно в этом направлении. Выдерживая в основном, впрочем далеко не во всем последовательно, марксистскую точку зрения в вводной главе «Очерков», Войтоловский, переходя к конкретному содержанию проблем социальной психологии («Что такое толпа?»; «Толпа и личность»; «Эмоциональная природа толпы»; «Законы действия масс»), возвращался на позицию традиционного буржуазного субъективизма в духе Г. Лебона и Н. Михайловского. Об этом, в частности, свидетельствует предпосланный главе «Что такое толпа?» эпиграф, заимствованный из Л. Уорда: «Явления субъективной психологии, а именно чувствования, взятые в их совокупности, составляют динамический элемент общества, или социальные силы». В результате интересные по использованному в них психологическому материалу (в особенности материалу наблюдений некоторых явлений и событий гражданской войны) «Очерки коллективной психологии» не выходят из рядов социально-психологической литературы, типичной для субъективной эмпирической школы.

Какова бы ни была конечная реализация замыслов построения социальной психологии у Залкинда, Рейснера, Войтоловского, как бы ни были неудачны эти первые варианты создания ее марксистских основ, тем не менее не приходится сомневаться в искреннем стремлении их создателей принять самое активное участие в революционном творчестве и внести свою лепту в развитие психологической науки.

Из изложенного выше можно сделать следующие выводы. Попытка построения марксистской социальной психологии в 20-е гг. не привела к успеху прежде всего потому, что реальную разработку научных проблем заменили словесные декларации. Специализировавшиеся в области социальной психологии ученые не настолько овладели марксизмом-ленинизмом, чтобы устранить эклектическое сочетание его с рефлексологией, психопатологией, фрейдизмом и субъективным социологическим эмпиризмом. Методы социально- психологического исследования оказались неадекватными ее обширным «смело» сформулированным задачам. И хотя социально- психологическая проблематика стимулировала овладение высказываниями классиков марксизма-ленинизма и применение их к анализу общественно-психологических явлений революционной действительности, однако к концу 20-х гг. в результате критики указанных социально-психологических построений и в особенности вследствие полностью выявившейся несостоятельности рефлексологов в решении вопроса общественного и коллективного поведения интерес к социальной психологии заметно падает.

Причины, вызвавшие известный застой в развитии социальной, психологии, не сводятся только к этому. Среди других факторе», тормозивших ее развитие, можно выделить два существенно важных обстоятельства.

Первое из них заключалось в следующем. Одной из важнейших примет развития общей психологии в послеоктябрьский период являлась осознаваемая ею противоположность старой психологии как психологии сугубо индивидуалистической. Старая психология была индивидуалистической, следовательно, новая психология должна быть психологией общественной, социальной — эта идея постулируется всеми руководствами по психологии, начиная с книги Бехтерева «Общие основания рефлексологии человека» (1918), кончая «Учебником психологии...» К. Н. Корнилова (1927).

Яндекс.Метрика