Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Формирование психологической теории коллектива и личности

Уже в применении к отдельной личности рефлексологический подход был абстракцией, так как рефлексология не принимала во внимание всех сторон поведения человека, представляя последнего как простой механический агрегат. Рассмотрение же общества в качестве совокупности физиологических энергетических машин, как это делали рефлексологи, было еще более абсурдно. Марксистская критика методологических предпосылок рефлексологии опиралась на положения, высказанные В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Так, В. И. Ленин писал: «Можно ли себе представить что-нибудь более бесплодное, мертвое, схоластичное, чем... нанизывание биологических и энергетических словечек, ровно ничего не дающих и не могущих дать в области общественных наук?». В. И. Ленин подчеркивал: «На деле никакого исследования общественных явлений, никакого уяснения метода общественных наук нельзя дать при помощи этих понятий. Нет ничего легче, как наклеить «энергетический» или «биолого-социологический» ярлык на явление вроде кризисов, революций, борьбы классов и т. п., но нет и ничего бесплоднее, схоластичнее, мертвее, чем это занятие».

Философам и психологам, стоявшим на позициях марксизма, было ясно, что «коллективная рефлексология», «физиология духа» и им подобные биолого-социологические учения представляют собой не что иное, как попытку перевести на язык рефлексов психологическую школу в социологии (Г. Тард, Г. Лебон, Э. Дюркгейм и др.), которая была в конечном счете идеалистическим направлением. Критики делали правильный вывод о том, что механистический материализм, являвшийся философской базой для всех форм рефлексологии, никогда не может подняться до научных взглядов на общество и личность. Идеализм в понимании истории воспринимался, таким образом, как органический и постоянный порок механистического материализма. Сама возможность последовательной критики рефлексологического метода в социальной психологии находилась в прямой зависимости, как это уже было подчеркнуто и как это надо еще раз подчеркнуть, от ленинской постановки вопроса о ненаучности перенесения биологических понятий в область общественных наук.

Ленинская критика Богданова, занимавшегося не марксистским исследованием, а переодеванием добытых ранее результатов в наряд биологической и энергетической терминологии, послужила платформой для критики разнообразных рефлексологических социально-психологических теорий.

Исключительно важное значение имело в этом отношении следующее высказывание В. И. Ленина. Приводя выдержку из письма К. Маркса к Л. Кугельману по поводу взглядов Ф. Ланге, В. И. Ленин подчеркивал: «Основа критики Ланге заключается у Маркса не в том, что Ланге подсовывает специально мальтузианство в социологию, а в том, что перенесение биологических понятий вообще в область общественных наук есть фраза». Этот марксистский тезис был взят на вооружение в борьбе против механистических и идеалистических теорий в сфере социальной психологии.

Близким к рефлексологическому варианту социальной психологии является так называемый психоневрологический взгляд на общество (классовую борьбу, революцию, интеллигенцию, молодежь, партийное строительство и т. п.), развивающийся А. Б. Залкиндом в ряде статей, впоследствии объединенных под названием «Очерки культуры революционного времени». Социально-психологические воззрения Залкинда представляли собой причудливое сочетание вульгарного биологизма, фрейдизма и ультрареволюционной фразеологии.

Яндекс.Метрика