Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Развитие социальной психологии в СССР

Уже в первые годы после Великого Октября проявляется интерес к проблемам социальной психологии. Этот интерес коренился в грандиозных социальных преобразованиях, которые ощутимо отразились на психологии людей и вызвали в ней невиданные до тех пор сдвиги и изменения. Развивающуюся научную мысль не могло удовлетворить изучение свойств человеческой души при почти полном игнорировании того, как эта душа проявила себя в реальной жизни. Психологов уже тогда интересовал конкретный, живой, исторический человек, уже тогда многих не удовлетворяло изучение человека вообще, отвлеченного, существующего вне времени и пространства

Такой интерес, казалось бы, могла удовлетворить специальная научная дисциплина, которая еще не именовалась социальной психологией, но уже являлась таковой и в основных своих чертах складывалась в трудах В. Вундта, Г. Тар- да, У. Мак-Даугалла, Э. Дюркгейма, Л. Леви- Брюля, З. Фрейда за рубежом, в работах П. Л. Лаврова, Н. К- Михайловского, Л. И. Пет- ражицкого, Е. В. де Роберти, Д. Н.; Овсянико- Куликовского в России. Однако очевидная методологическая несостоятельность этих научных школ, шаткость их философских устоев делали невозможным прямое продолжение и развитие социально-психологических теорий указанных авторов на русской почве в послеоктябрьский период.

В первые послеоктябрьские годы объективная психология, главным образом рефлексология в ее различных модификациях, выступает на первый план и начинает играть ведущую роль в науке о человеке. Тот же процесс наблюдается и в социальной психологии. В. М. Бехтерев публикует «Коллективную рефлексологию», в которой пытается свести законы психологии масс к основным физическим законам (закон инерции, закон противодействия, равного действию, и т. д.). В одной из статей, примыкающих по содержанию к «Коллективной рефлексологии», Бехтерев, следуя за Тардом и Мак-Даугаллом, формулирует закон ритма, или закон периодичности, легко переходя от форм периодического движения, рассматриваемых физикой (броуновское движение, вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебание маятника), к социально- психологическим фактам, например к колебаниям боевого настроения солдат во время войны. Стирая принципиальную разницу между живой и мертвой природой, последовательно универсализируя существующие физические и биологические законы, изобретая новые, Бехтерев создавал множество принципов (изменчивости, инерции, дифференцирования, сцепления, воспроизведения, отбора и др.), которым якобы подчинены в своем развитии личность и общество.

Не вызывает сомнения факт известной близости «законов коллективной рефлексологии» к изобретенным А. Богдановым «тектологическим законам». Однако было бы ошибкой отождествлять философию Богданова и методологию Бехтерева. Путь Бехтерева— это эволюция от субъективной идеалистической психологии к рефлексологии. Путь Богданова — от стихийного материализма к философской ревизии марксизма с позиций махизма и эмпириомонизма. Свою ревизию он пытался маскировать после революции левизной механистических тезисов, в том числе и рефлексологическими ссылками. Но тем не менее в 20-е гг. «коллективная рефлексология» Бехтерева оказывается созвучной социологическим построениям Богданова.

В. М. Бехтерев, понимая человека по преимуществу как физиологическую особь, и общество понимал как простую физиологическую машину. В результате этого он оказался, конечно, не способным установить какие-либо действительные социальные законы.

Яндекс.Метрика