Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Начиная с 1931 г. в психологии утверждается новая трактовка предмета психологии

В указанных работах Выготский не касается вопроса о том, каким образом следует перестраивать психологическую науку (это не входило в его задачу), однако он выражал несогласие с тем, как понимают западноевропейские и американские ученые пересмотр психологии, Той же цели — критическому рассмотрению материала, который дает психологическая наука на Западе,— посвящена статья А. Р. Лурия «Кризис буржуазной психологии», где четко формулируется вопрос о недопустимости некритического усвоения психологических теорий без всякого представления о том, какие философские концепции за ними скрываются и с какими социальными течениями они связаны. До начала «поворота» на психологическом фронте советские психологи стремились увидеть «союзников» и «попутчиков» в различных системах Запада, поправив и усовершенствовав которые они надеялись приспособить для своих нужд. В новых условиях оценка этих учений принципиально иная. Анализируя многочисленные теории западной психологии, советские психологи приходят к выводу, что эти учения, обещая каждое своим путем вскрыть основные закономерности психической жизни личности, неизбежно обращаются как к конечному двигателю психического развития к имманентным «силам духа», к «факторам целостности» и т. п., тем самым переходя к построению сложных метафизических систем, фактически отрезающих все пути действительно научного исследования.

Начиная с 1931 г. в психологии утверждается новая трактовка предмета психологии, основывающаяся на ленинской теории отражения: психология — наука о психике, сознании как свойстве мозга, являющемся отражением объективной реальности. Эта формулировка, на которую мы опираемся и сегодня, стала возможной в результате всестороннего, неформального преодоления всех видов поведенческой психологии как проявления вульгарного объективизма и механицизма.

Реактологическая дискуссия проходила в условиях борьбы с идеалистическими и механистическими извращениями марксистско-ленинской теории. Ее участники, верно избрав направление главного удара — задачу критики поведенческой психологии, вместе с тем не были свободны от субъективизма в оценке отдельных деятелей психологической науки и, случалось, подменяли конкретный анализ теоретических воззрений приклеиванием того или другого ярлыка. Но, даже не закрывая глаза на полемические резкости, допускавшиеся в ходе дискуссии, можно с полным основанием утверждать, что этот большой разговор о судьбах психологической науки способствовал коренному перелому в ее историческом развитии. Дискуссия, несомненно, развязала творческую активность работников в области психоневрологии и еще теснее сплотила их вокруг марксистско-ленинского учения.

Подводя черту под эпохой господства идей объективизма и поведенчества, период реактологической дискуссии вместе с тем открывает собой эпоху построения диалектико-материалистической психологии. Выдающаяся роль в этой огромной теоретической работе, пришедшейся на 30-е гг., принадлежит Б. Г. Ананьеву, М. Я. Басову, П. П. Блонскому, Л, С. Выготскому, П. Я. Гальперину, А. В. Запорожцу, А. Н. Леонтьеву, А. Р. Лурия, Н. А. Менчннской, В. Н. Мяси- щеву, С. Л. Рубинштеййу, А. А. Смирнову, Б. М. Теплову, Д. Н. Узнадзе, Д. Б. Эльконину и многим другим советским психологам.

Этот процесс в разных отраслях и разных разделах психологической науки шел во многом не одними и теми же путями и не с одинаковой скоростью30. Свою специфику имеет становление теоретических основ психологии труда, детской, педагогической, юридической, социальной психологии и др. Но этот продуктивный процесс был бы невозможен, если бы советские психологи не проделали огромную теоретическую и методологическую работу за сравнительно короткий срок в послеоктябрьские годы.

Яндекс.Метрика