Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Попытка преодолеть дуализм физиологического объяснения и духовного понимания

Психологи все более осознают, что незнание истории науки приводит к ошибкам в определении предмета и метода науки, ее исторической места в системе других наук.

Глубокий анализ истории современного этапа психологии был осуществлен Л. С. Выготским в нескольких исследованиях, начиная с его работы «Исторический смысл психологического кризиса» (1927)27 и кончая прочитанным в июне 1932 г. докладом «Современные течения в психологии». Обе эти работы пронизывает одна мысль: до последнего времени предполагалось, что к психической жизни можно подойти двояким путем — путем физиологического объяснения или путем психологического описания, однако оба пути приводили в тупик.

Какой же должен быть найден выход? По Выготскому, уже в начале века произошло разделение психологии на две разные науки: объяснительную и описательную психологию. Первая прослеживает, как соединяются между собой явления психической жизни, как они связаны с явлениями, лежащими за пределами этого круга, каким образом они обусловлены, каковы их структура, законы и т.д. Эта психология должна строиться в основном по тому же типу, по какому строятся естественнонаучные дисциплины, и неизбежно становится физиологической наукой, ибо, говоря о причинах психических явлений, исследователь волей-неволей обращается к материальным процессам. Этой науке недоступно проникновение в сложность состояний сознания. Вторая имеет целью не столько объяснить, сколько понять человека, перенестись в его переживания, «вчувствоваться» в него. Такую психологию можно назвать понимающей (или описательной) по своим задачам и виталистической (идеалистической) в своей методологии. Кризис современной психологии, нашедший воплощение в этом дуализме, в сущности есть кризис ее методологических основ и является выражением того факта, что психология как наука в свете требований, предъявляемых ей практикой, фактически переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых она начинала строиться в конце XVIII и начале XIX в.

Как подчеркивает Выготский, попытка преодолеть дуализм физиологического объяснения и духовного понимания была предпринята гештальтпснхологами М. Вертгаймером, В. Келером, К. Коффкой. Эта попытка была заранее обречена на неудачу, так как последние хотели встать «над схваткой» механицизма и витализма, оставаясь в плену ограниченных недиалектических представлений о сущности того и другого философского направления. Анализ механицизма объяснительной психологии представителями структурной психологии (так Выготский предпочитал называть гештальтпеи- хологов) давал возможность Выготскому в форме критики критиков механицизма не только вскрыть слабость методологических принципов гештальтизма, но и показать вместе с тем органическую порочность объективизма, присущего объяснительной психологии. Более того, Выготский показывает, и очень убедительно, что структурная психология вбирает в себя и механицизм объяснительной, и витализм описательной психологии, фактически не преодолевая дуализм, а перемещая его извне во внутреннюю среду научной системы.

«Самый фундамент психологии должен быть перестроен»—таков конечный вывод Выготского. Только в этом он видит выход из кризиса, отказав новейшим течениям буржуазной психологии, к числу которых относился структурализм, в праве подвизаться в роли поводырей, способных вывести психологическую науку, запутавшуюся в тенетах механицизма и витализма, на торную дорогу научного знания. И объяснительная психология во всех ее разновидностях (физиологическая психология В. Вундта, функциональная психология В. Джемса, бихевиоризм, рефлексология и т. д.), и различные школы описательной психологии («математика духа» В. Дильтея, интуитивизм А. Бергсона, гуссерлианство, «психология народов» В. Вундта и т. д.), и их синтез у гештальтистов — все это произрастает на почве буржуазной идеологии и по самому своему существу не способно преодолеть свою историческую ограниченность. История психологии свидетельствует о неизбежности коренной ломки самых основ научной теории. «Сосуществование» марксизма с остатками объективизма, с которым вынужденно мирились на предыдущем этапе, становилось невозможным.

Яндекс.Метрика