Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Что же представляла собой реактология, или «марксистская психология»?

В центре внимания критики оказались серьезные ошибки ведущих психологов, возглавлявших институт. Участники дискуссии критиковали реактологические взгляды директора института К. Н. Корнилова.

Что же представляла собой реактология, или «марксистская психология», Корнилова, оказавшаяся основным объектом критики в этот период? Группировка, возглавляемая Корниловым, объединялась главным образом вокруг Московского психологического института и включала сотрудников института и преподавателей ряда высших учебных заведений Москвы (факультет общественных наук 1-го МГУ, 2-го МГУ и др.). В нее входили В. А. Артемов, Н. Ф. Добрынин, Л. С. Выготский24, А. Р. Лурия, 3. И. Чучмарев, Б. В. Беляев и другие. С 1928 г. под редакцией Корнилова и при ближайшем участии указанных выше психологов выходил журнал «Психология» (до 1932 г.). По существу, ядро «марксистской психологии» составила группа психологов, которая выступила на стороне Корнилова в период полемики последнего с Челпановым (1923—1925) и поддержала идею реорганизации Московского психологического института.

Деятельность Корнилова в период между 1923 г., когда он впервые выступил с идеей внедрения марксизма в психологию, и 1931 г., когда он по существу отошел от руководства в психологии, носила двойственный характер, отражая противоречивые условия развития психологической науки в этот период. Было бы неправильным стремиться дать Корнилову однозначную характеристику, ставя акцент на неудачных и методологически ошибочных сторонах его деятельности, как это делали некоторые оппоненты Корнилова в начале 30-х гг. (А. А. Таланкин и др.). Вместе с тем нельзя допустить, чтобы на этом основании стал возможен пересмотр общей оценки реактологии как одного из течений поведенческой психологии, реформированной Корниловым на основе идеи «органического синтеза» последней и субъективной психологии. Как признавал сам Корнилов, преодолеть недостатки, которые были присущи как поведенческой, так и субъективной психологии, при такой попытке не удалось, и все свойственные им ошибки остались присущими реактологии25.

В 1921 г. Корнилов издает книгу, названную им «Учение о реакциях человека». В ней обобщались результаты большого экспериментального исследования, которое осуществлялось в Московском психологическом институте. Учение о реакциях человека в том виде, в котором оно формулируется в первом издании книги, во многом сходно с бехтеревской объективной психологией, отличаясь от последней главным образом более широким толкованием человеческого поведения. В центре этого психологического учения оказался не «рефлекс», как у Бехтерева, а «реакция». Понятие «реакция» включало следующие отличия от понятия «рефлекс»: а) универсальность (все ответные движения организмов, включая одноклеточных); б) целостный ответ организма, а не одного органа и в) наличие психической стороны (у высших представителей животного мира).

По мысли Корнилова, переработка понятия «рефлекс» и расширение его до категории «реакция» способны были дать синтез двух основных противоборствующих в психологии направлений — субъективного и объективного. Субъективная психология брала психическое, субъективное, игнорируя движения, поведение. Объективная психология, игнорируя субъективную сторону, занималась исключительно ответными движениями. Следует с самого начала указать, института, существенно расходились с Корниловым в ряде вопросов, что понятие «реакция» у Корнилова (как и «рефлекс» у рефлексологов) было внеисторичным. Реактивность рассматривалась в качестве свойства как неорганического, так и органического мира, каш вримитивно организованного животного, так и современного чело» века.

Яндекс.Метрика