Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Ряд критических замечаний по адресу рефлексологии

К сожалению, Выготский не сумел эту философски бесспорную квалификацию рефлексологии.как дуализма субъективной психологии «наизнанку» распространить на все отряды поведенческой психологии. В дальнейшей истории теоретической борьбы в психологии приведенная Выготским оценка рефлексологии сыграла положительную роль и не раз использовалась как оружие в борьбе против различных рецидивов поведенчества и попыток «ликвидировать» психологию путем замены ее физиологией.

Следующий тезис Выготского направлен против эпифеноменализма, присущего рефлексологическому учению, и вытекающего оттуда замкнутого круга «биологической нелепости». Либо, говорил Он, следует признать невозможным изучение поведения человека, безотносительно к его психике, либо считать, что психика —  эпифеномен, побочное явление (раз все объясняется и без нее).

Последнее, по словам Выготского, ведет к биологическому абсурду («третья возможность не дана»).

Последний довод, который приводил Выготский в пользу изучения сознания, связан с проблемой использования рефлекса в качестве объяснительного понятия в психологии. Выготский резко возражает вслед за В. А. Вагнером против ложного представления, что поведение человека есть сумма рефлексов: «Верно, говорит Вагнер, что рефлекс есть фундамент, но по фундаменту еще ничего нельзя сказать, что будет на нем выстроено».

Эти высказывания Выготского заострены не против рефлекторной теории, он подчеркивает, что «методологически» понятие рефлекса «крайне ценно». Суть дела в другом: «Что такое ощущение?—Это рефлекс. Что такое речь, жесты, мимика? — Это тоже рефлексы. — А инстинкты, обмолвки, эмоции? — Это тоже все рефлексы?.. Все это, конечно, совершенно так и есть, но научная бесплодность таких голых констатирований совершенно очевидна» Мы не видим здесь протеста против рефлекторного понимания психики. Он возражал лишь против механистического стирания качественных различий рефлексов в общей структуре поведения, в результате чего «самое слово «рефлекс» обессмысливается при этом».

Само собой разумеется, Выготский не мог пройти и мимо «мировых законов», широко прокламировавшихся в бехтеревской рефлексологии. Критикуя универсализм рефлексологических «принципов», Выготский остроумно замечает: «Нельзя забывать только, что объем и содержание понятия всегда находятся в обратно пропорциональной зависимости. И так как объем мировых принципов стремится к бесконечности, их психологическое содержание с той же стремительностью умаляется до нуля». И это, замечает далее Выготский, не частный порок бехтеревского курса: «В том или ином виде этот же порок обнаруживается и сказывается на всякой попытке систематически изложить учение о поведении человека как голую рефлексологию».

Мы столь подробно остановились на статье Выготского потому, что она сжато и точно дает ряд критических замечаний по адресу рефлексологии. Эти замечания наиболее характерны для периода ее временного успеха и расцвета и вместе с тем усиливающегося натиска со стороны марксистской философии и психологии.

После смерти Бехтерева (1927) среди рефлексологов начинается сложный процесс расслоения, перестройки и самокритики. Значительная группа рефлексологов (Б. Г. Ананьев, И. Ф. Куразов, В. Н. Мясищев и др.), осознавая недостатки ортодоксальной бехтеревской рефлексологии, ее энергетизм, механистичность, эмпиризм, «социологический империализм», становится на путь пересмотра методологических основ рефлексологического учения.

Яндекс.Метрика