Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Критика теоретических основ общей рефлексологии

Г. И. Челпанов, в 1924—1926 гг. неоднократно выступавший против рефлексологии8, во многом правильно характеризуя принципиальные противоречия рефлексологического учения, которое ушло из рядов субъективной психологии и не пришло в ряды психологии марксистской, подмечал непоследовательность Бехтерева в вопросе о реальности сознания и путях его психологического изучения. Эта непоследовательность и двойственность Бехтерева не столько, разумеется, огорчала, сколько радовала Челпанова, который готов был увидеть в eгo эклектизме слабость материалистической психологии вообще. Цитируя Бехтерева, одобрявшего сосуществование рефлексологии и субъективной психологии, он писал: «Со всем этим рассуждением психолог-интроспективист вполне может согласиться».

Критика теоретических основ общей рефлексологии, содержащаяся в статьях и выступлениях Челпанова, в том числе и по проблеме сознания и поведения, была критикой справа, во имя сохранения интроспективной идеалистической психологии, выразителем интересов которой он продолжал оставаться. Основная мысль, которую стремится утвердить Челпанов в критических заметках о рефлексологии, заключается в следующем: рефлексология Бехтерева есть не что иное, как прежняя психология с присоединением только лишь попытки сведения различных видов душевной жизни к рефлексам. Приведенная оценка, будучи сама по себе до известной степени правильной, вместе с тем ничего не давала для преодоления недостатков рефлексологической концепции, так как единственный путь, который предлагал Челпанов, был возвращение назад, к субъективной, идеалистической психологии.

Иной путь критики рефлексологических построений избирает Л. С. Выготский. По мнению Выготского, складывающимся системам психологии, в том числе рефлексологии, присущ «органический порок» — забвение проблемы сознания. Игнорируя проблему сознания, психология сама закрывает себе доступ к исследованию сколько-нибудь сложных научных проблем, ограничиваясь выяснением элементарных связей живого существа с миром. В этом Выготский усматривал основной недостаток бехтеревского учения, этой «голой», но его выражению, рефлексологии.

Важнейшим следует признать следующее указание Выготского: в результате устранения сознания из сферы психологии «стирается всякая принципиальная грань между поведением животного и поведением человека. Биология пожирает социологию, физиология — психологию... То принципиально новое, что вносят в человеческое поведение сознание и психика, при этом игнорируется». Выготский предостерегает против опасности простого перенесения закона из области зоопсихологии в психологию человека и замечает, что здесь «нужна какая-то принципиальная оговорка». Если вспомнить, как часто осуществлялся в то время простой перенос законов из биологии в область психологии, то важность этой «принципиальной оговорки», о которой здесь упомянуто, становится очевидной.

«Самое главное,— пишет далее Выготский,— исключение сознания из сферы научной психологии сохраняет в значительной мере весь дуализм и спиритуализм прежней субъективной психологии. В. М. Бехтеров утверждает, что система рефлексологии не противоречит гипотезе «о душе». Вслед за этим Выготский высказал мысль, которая по значению далеко выходила за рамки критики взглядов Бехтерева и его школы: «Основная предпосылка рефлексологии— допущение возможности объяснить все без остатка поведение человека, не прибегая к субъективным явлениям, построить психологию без психики — представляет вывороченный наизнанку дуализм субъективной психологии — ее попытку изучать чистую, отвлеченную психику. Это другая половина прежнего же дуализма: там психика без поведения, здесь поведение без психики; и там и здесь «психика» и «поведение» понимаются как два разных явления».

Яндекс.Метрика