Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Основные направления, по которым развертывалась критика рефлексологии в рассматриваемый период

Продолжая сопоставление рефлексологии с объективной психологией, необходимо указать на то, что Бехтерев начиная с первого издания «Общих основ рефлексологии...» настоятельно выдвигает необходимость выяснить «особо важную роль социального фактора в развитии человеческой личности».

Однако то, что Бехтереву и многим другим рефлексологам казалось шагом вперед к марксистскому пониманию обусловленности развития человеческой личности, на деле таковым не являлось. До конца оставаясь верным идее универсализма — закономерному следствию механистического мировоззрения, Бехтерев стремился охватить единой цепью закономерностей все процессы мертвой и живой природы, и в том числе все проявления человеческого общества и человеческой личности. Вульгаризаторские тенденции в оценке и разработке проблем социальной психологии получили завершение в «Коллективной рефлексологии» (1921).

В последний период жизни Бехтерев вообще обнаруживал стремление распространить свои взгляды далеко за пределы собственно психологических областей знания. Рефлексология вторгается не только в область педагогики, патологии личности, биологии, зоологии («патологическая рефлексология», «рефлексологическая педагогика и ортопедия», «генетическая рефлексология», «зоорефле- ксология»), но и в сферу социологии, искусствоведения и других гуманитарных наук.

На протяжении десяти послеоктябрьских лет рефлексология имела немало сторонников среди физиологов, психологов, врачей, педагогов, деятелей литературы и искусства. Однако уже в те годы механицизм, панпсихизм, энергетизм и вульгарное социологизирование, присущее рефлексологической теории, встречали сопротивление и критику со стороны марксистско-ленинской философской мысли! Марксистская критика хорошо различала фонд нейрологических и психологических исследований Бехтерева и, признавая их неоспоримую ценность, рассматривала рефлексологическое учение как чуждую диалектическому материализму философскую спекуляцию на успехах объективно научного изучения психики и на интересе к идеям рефлекторного учения.

Каковы же основные направления, по которым развертывалась критика рефлексологии в рассматриваемый период?

Наиболее резкую критическую оценку получили уже упомянутая нами «Коллективная рефлексология» и социально-психологические разделы «Общих основ рефлексологии человека». Марксистская критика подчеркивала, что эти работы Бехтерева являются реставрацией механистического материализма XVIII в. Их основной методологический порок справедливо увидели в вульгарном универсализме, энергетизме, подмене законов общественной жизни биологическими и даже физико-химическими закономерностями. Указывалось, что Бехтерев делал неправомерную попытку перейти от анализа поведения изолированного человека непосредственно к объяснению жизни общества.

Наиболее обоснованную критику бехтеревской рефлексологии можно было дать с позиций борьбы за сознание как предмет изучения в психологии. Известно, что сознание изгонялось из рефлексологии в качестве «метафизического» понятия наряду с чувствами, ощущениями и т. д.

Яндекс.Метрика