Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

В борьбе за марксистское понимание предмета психологии

Рассмотрение основных полол<ений рефлексологии человека, сформулированных В. М. Бехтеревым в 20-е гг., свидетельствует, что, добавляя на протяжении 20 с лишним лет новые факты и положения в свою психологическую систему, ее создатель оставил в неприкосновенности основное ядро объективной психологии, сложившееся в 1904— 1908 гг.

В первой главе «Общих основ рефлексологии человека» предмет психологической науки формулируется в духе объективной психологии, которая еще в 1904 г. характеризовалась как «сумма знаний, касающихся объективного проявления невропсихики». Бехтерев характеризует рефлексологию как новую науку о человеческой личности, изучаемой со строго научной «биосоциальной» точки зрения. Эта наука, по Бехтереву, представляет собой особый цикл знаний, сущность которых состоит в том, что не только более элементарные, но и все высшие проявления так называемой психической деятельности, иначе «духовной сферы», рассматриваются со строго объективной точки зрения. Рефлексология изучает внешние особенности действий человека, его мимики и жестов, голоса и речи в соотношении с теми физическими, биологическими и в особенности социальными воздействиями в настоящем и прошлом, которые их обусловливают. В объективной психологии утверждалось, что задачей научного исследования должно быть не только регистрирование внешних реакций, но и соотнесение их с теми внешними раздражениями, которые послужили первоначальными источниками этих, реакций. Аналогичный тезис сохраняется и в рефлексологии.

Что же нового принесла с собой рефлексология в сравнении, с тем, что уже содержалось в системе объективной психологии Бехтерева? Значительно усилилась энергетическая струя в трактовке психических явлений, которая пробивалась еще в книге «Психика и жизнь». В «Общих основах рефлексологии человека» Бехтерев весь мировой процесс, все три мира — «неорганический, органический и надорганический» — истолковывает в понятиях энергетической философии. Энергетическая концепция становится базой не только для построений в духе панпсихизма, но и для механистической трактовки психических процессов.

На основе энергетической концепции Бехтерев пересматривает и то решение психофизической проблемы, которое у него сложилось в предреволюционное время в объективной психологии и психорефлексологии. В 1909 г. он писал, что объективная психология имеет дело не с субъективными явлениями, а с теми процессами в мозгу, которым, по гипотезе параллелизма, «неизменно сопутствуют» так называемые психические явления. Это дает основание считать, что здесь выражена точка зрения психофизического параллелизма. Однако в «Общих основах рефлексологии человека» звучит- уже признание тождественности психического и физического в едином энергетическом потоке, а теория психофизического параллелизма резко критикуется. Бехтерев предлагает вместо понятия «дух», так часто фигурирующего в субъективной психологии и философии, пользоваться понятием «энергия», проявляющейся в виде нервного тока. Тем самым Бехтерев делает еще один шаг к пониманию тождества физического и психического, пониманию, обусловленному его энергетической философией. Механистический материализм и идеализм легко уживаются в бехтеревской рефлексологии. Это наглядно обнаруживалось в его понимании сознания. Отрицая качественные различия между сознанием человека и белковыми образованиями, Бехтерев писал: «Энергия, проявляющаяся в сложных образованиях с содержанием фосфористых белков, сопутствуется, наряду с физической стороной, еще и общими субъективными состояниями, которые, наблюдая у себя в развитой форме, мы определяем как свое сознание». И вслед за этим идут формулировки, оставляющие лазейки для проникновения идеализма: «Если угодно признавать, что сознание есть просто функция мозга, рефлексология может это принять как вывод, вытекающий из тех или других научных данных, но рефлексологии не противоречат и иные гипотезы о сознании, исключая, само собой разумеется, метафизические» (разрядка моя, — А. П.). Эклектизм, проявленный Бехтеревым, закрывал путь к самой постановке проблемы сознания в рефлексологии человека.

Яндекс.Метрика