Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Резкой марксистской критике подвергалось учение Фрейда о содержании психики

Все это не имеет ничего общего с фрейдистской теорией бессознательного. «Бессознательное», по Фрейду, отнюдь не незнание, не отрицательный момент в психике, а как раз наоборот — совокупность некоторых положительно действующих психических тенденций (к примеру, либидо). Характер бессознательного у него определяется не общественными причинами, а, напротив, биопснхическими моментами. Все это показывает полную необоснованность ссылок пропагандистов фрейдизма на «марксистское учение о бессознательном». Критикуя фрейдистскую концепцию бессознательного, марксисты указывали, что общественные явления можно понять лишь на основе закономерностей, специфических для общества в целом, а отнюдь не на основе изучения отдельных личностей, ибо нельзя представить общество как простую арифметическую сумму индивидов. Фрейдистскому учению о бессознательном было, таким образом, решительно отказано в какой-нибудь психологической или социологической достоверности.

Резкой марксистской критике подвергалось учение Фрейда о содержании психики.

В критических работах 1925—-1927 гг. было показано, что фрейдистское учение о содержании индивидуальной психики сводится к трем нижеследующим положениям. Первое положение — об исключительном преобладании в бессознательном психических архаизмов, т. е. унаследованных психических образований, аналогичных инстинктам животных, к которым присоединяется все устраненное, вытесненное из сознания в период детского развития, как недопустимое по природе своей (например, «Эдипов комплекс»). Второе положение — о приоритете бессознательного в душевной жизни. Третье — признание сексуальной природы всех психических явлений. Критический комментарий к трем приведенным тезисам сводился к следующему.

По поводу первого тезиса. Действительно ли содержание бессознательного у человека может быть исчерпано психическими архаизмами? Фрейдизм подменяет отражение реального конфликта наличных общественных сил, в переплетении которых развивается личность, борьбой между бессознательными влечениями и сознанием. И без унаследованного материала есть почва для психологических конфликтов, внутренней борьбы, которая в действительности возникает при наличии отраженных в психике противоречий реальной внешней среды.

По поводу второго тезиса. Утверждая приоритет бессознательного, фрейдизм защищает некий неизменный метафизический принцип, якобы независимый от условий времени и места. В действительности бессознательное может стать властелином психики лишь в результате редкой патопсихологической аномалии. Такое изменение отношений сознания и бессознательного лишь частный случай в бесконечной гамме различных психологических ситуаций.

По поводу третьего тезиса. Все виды психической деятельности, по Фрейду, есть не что иное, как трансформированное половое влечение. Сексуализм Фрейда отрезает все пути к изучению действительного содержания психики, в частности тех интересов, потребностей и побуждений, которые приобретаются индивидом в процессе его многообразной общественной деятельности (профессия, школа, семья, научная, политическая работа и т. д.). Конкретное, историческое своеобразие психики полностью игнорируется. Сексуализм, принятый фрейдистами, на деле есть сбрасывание со счетов социальных влияний. «Анализ основных индивидуально-психологических положений фрейдизма, — читаем мы в одной из критических статей, — каждый раз наталкивает нас на одну и ту же принципиальную погрешность, а именно — на фактическое игнорирование социальной обусловленности психики. Но такого рода погрешность неизбежно влечет за собой и целый ряд производных грехопадений.

Яндекс.Метрика