Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Применение диалектики к анализу идеологических явлений

Характеристика, которую дал В. И. Ленин фрейдистскому теоретизированию, срывала с него покров научности и обнажала его псевдореволюционность. В немногих словах В. И. Ленин проанализировал сущность фрейдизма, как и других теорий пола (Фрейд был не одинок, и не он был первым в своем гипертрофированном Интересе к вопросам пола: достаточно вспомнить А. Шопенгауэра, Ф. Ндцше, О. Вейнингера и многих других), и показал его связь с буржуазной моралью и личными потребностями буржуа, которые Маскируются общепринятой моралью. В этом высказывании В.И. Ленина психоанализ впервые получил краткую, но исчерпывающую оценку с позиций марксизма.

На страницах газеты «Правда» (1925, 14 июня) мы находим признание большого значения брошюры К. Цеткин. Ленинская оценка фрейдизма набрана курсивом, после нее следует вывод: «Над этими словами следует призадуматься тем, которые хотят соединить фрейдизм с марксизмом и , использовать «достижения» Фрейда». Приводя слова В. И. Ленина: «Может быть, я когда-ни- буДь скажу речь или напишу о затронутых вопросах. Позже, не сейчас», — газета писала: «Тов. Ленину так и не удалось исполнить свое предложение. Вот почему особенно важно: появление разбираемых воспоминаний т. Цеткин».

Опираясь на труды В. И. Ленина и учась у него применять диалектику к анализу идеологических явлений, советские философы и психологи подвергли серьезной критике ревизионистские попытки увидеть в фрейдизме союзника, а не противника в идеологической борьбе. В оценках, даваемых фрейдизму в ряде выступлений советских философов и психологов в 1926—1927 гг., когда борьба с психоаналитическим учением оставалась актуальной задней, содержится отчетливо сформулированная мысль, что советской пауке не по пути с Фрейдом и фрейдистами, какую бы личину последние на себя ни надевали. Рассмотрение критической литературы по психоаналитической проблематике этого периода свидетельствует, что уже тогда ни один кардинальный тезис фрейдизма не мог устоять против натиска марксизма. Это привело к тому, что психоаналитическое направление в психологии (в том числе социальной, детской и педагогической) после 1927 г. утратило позиции и потеряло навсегда свое значение. Подавляющее большинство защитников фрейдизма из числа советских психологов и философов подвергли критике свои прошлые психоаналитические ошибки. Так, Б. Э. Быховский доказывает «полную несостоятельность» фрейдизма, представляющего собой «одну из разновидностей биологиза- ции социальных явлений».

Многие выступления против психоаналитической теории, относящиеся к этому периоду, в важнейших своих положениях не утратили значения и в настоящее время. Какие же принципиальные возражения были выдвинуты в эти годы психологами-марксистами против фрейдистской теории?

Как указывалось выше, сторонники фрейдизма делали попытки объединить фрейдистское понятие бессознательного (Unbewusstsein) с понятием бессознательного у Маркса и тем самым подкрепить Фрейда авторитетом Маркса.

В работах основоположников марксизма неоднократно встречается слово «бессознательное». Однако этот бесспорный факт сам по себе еще ни в коей мере не означал уместности фрейдистских претензий. Все дело, конечно, в том, что марксизм вкладывает совершенно иной смысл в понятие «бессознательное». Это понятие означает здесь «отсутствующее, неполное» или, наконец, «извращенное знание объективных процессов природы и общества». Таким образом, «бессознательное» в марксистском понимании — это «незнание», характер которого определяется общественными причинами. Наконец, понятие бессознательного относится у теоретиков марксизма в первую очередь к людским массам, а не к отдельной личности.

Яндекс.Метрика