Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Каковы основные тезисы «фрейдомарксистов»?

Начиная с 1923 г. появляется множество статей и книг, популярно излагающих психоаналитическую теорию и рассматривающих возможности объединения учения Фрейда с марксизмом. Рейснер призывал реформировать психологию на базе психоанализа и,считал, что только таким образом возможно ответить на вопросы, поставленные теорией исторического материализма14. Он же в статье «Фрейд и его школа о религии» говорил о необходимости сопоставлять социологический метод Маркса с методом Фрейда при изучении социальной психологии. А. Б. Залкинд подвидом критики фрейдистской методологии осуществлял ее «соединение» с марксизмом. О том же свидетельствуют другие его работы.

Каковы же были основные тезисы «фрейдомарксистов»?

Как известно, марксизм подчеркивает, что истинный характер побудительных сил, приводящих в движение человеческое сознание, остается для людей неосознанным. «Тот факт, что материальные условия жизни людей, в головах которых совершается этот мыслительный процесс, в конечном счете определяют собой его ход, остается неизбежно у этих людей неосознанным, ибо иначе пришел бы конец всей идеологии».

Пропагандисты психоанализа пытались эти марксистские положения неправомерно отождествить с фрейдистским учением о бессознательном. Психоанализ, как они утверждали, якобы методологически продолжает в психологическом направлении исторический материализм в изучении «человеческой деятельности». И хотя фрейдизм в отдельных проявлениях и подвергался критическому разбору с позиций марксизма, однако развернутое наступление на психоанализ начинается лишь с 1925 г. Именно с этого времени критика Фрейда и фрейдизма становится одной из задач марксистской философии.

В брошюре «О Ленине», впервые опубликованной в 1925 г., К. Цеткин рассказывает об оценке, которую дал В. И. Ленин так называемому «половому вопросу» вообще и фрейдизму в частности: «Теория Фрейда сейчас тоже своего рода модная причуда, Я отношусь с недовернем к теориям пола, излагаемым в статьях, отчетах, брошюрах и т. п. — короче, к той специфической литературе, которая пышно расцвела на навозной почве буржуазного общества. Я не доверяю тем, кто постоянно и упорно поглощен вопросами пола, как индийский факир — созерцанием своего пупа. Мне кажется, что это изобилие теорий пола, которые большей частью являются гипотезами (выше В. И. Ленин называет теории Фрейда гипотезами. — А. П.), притом часто произвольными, вытекает из личных потребностей. Именно из стремления оправдать Перед буржуазной моралью собственную ненормальную или чрезмерную половую жизнь и выпросить терпимость к себе. Это замаскированное уважение к буржуазной морали мне так же противно, как и любовное копание в вопросах пола. Как бы бунтарски и революционно это занятие ни стремилось проявить себя, оно все же в конце концов вполне буржуазно».

Приведенные слова В. И. Ленина относятся к 1920 г. (время беседы о женском вопросе с К. Цеткин), и они, конечно, хорошо были известны ближайшему окружению Ленина. Во всяком случае Н. К. Крупская в 1923 г., высказываясь по поводу фрейдизма, придерживалась сходных взглядов на этот вопрос: «...Фрейд не просто учитывает роль полового чувства в наших поступках, он непомерно раздувает эту роль, объясняя все подсознательные поступки половыми чувствами. Многие объяснения его искусственны, натянуты и сверх того проникнуты буржуазно-мещанскими взглядами на Женщину».

Яндекс.Метрика