Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Фрейдизм на Западе начинает наступление на многих участках идеологического фронта

Учение Фрейда первоначально вступило в противоречие с воззрениями на общество как на содружество разумных индивидов, рационально организующих свое поведение и облекающих его в разумные формы. Эти воззрения сохранились со времени расцвета капиталистического строя и были выражены во вглядах идеологов, буржуазии — просветителей XVII и XVIII столетий. Философские и этические воззрения периода зари капитализма проецировались в XX в. в ходячую мораль, которой пользовались буржуа. Фрейд с его апологией бессознательного, иррационального, аморального, придя в соприкосновение с фальшивой моралью буржуазии, неминуемо должен был вызвать взрыв. Это послужило причиной той травли, которой подвергся Фрейд в первые годы работы. Те, кто подвергал Фрейда гонению, не понимали, что венский психиатр, более чем кто-либо другой, воплотил в своем учении идеологические доктрины буржуазного общества, но общества не в приукрашенном виде, а в его подлинном неприглядном обличии.

Империалистическая война, обнажив классовую сущность буржуазного общества, послужила причиной того, что Фрейд получил популярность, успех, легальность9. Научная теория приобрела идеологические формы и послужила фундаментом, на котором стало быстро вырастать здание нового религиозно-мистического учения, своего рода новой церкви, где библией служили произведения Фрейда.

Двадцатые годы — это время, когда фрейдизм на Западе начинает наступление на многих участках идеологического фронта. В период империалистической войны и революционных потрясений буржуазия охотно дискредитировала сознание и, слагая с себя ответственность за исторические события, приходила к признанию господства бессознательного начала в частной и общественной жизни человека. Мутные волны психоаналитической стихии плещутся вокруг советской психологии и философии.

Первыми пропагандистами фрейдизма в Советской России были деятели Русского психоаналитического общества (М. В. Вульф, Д. Ермаков и др.), являвшегося по существу отделением Интернационального психоаналитического общества (основанного В 1910 г.), во главе которого стояли Фрейд и его ближайшие сотрудники. Русское психоаналитическое общество поддерживало связь с зарубежными психоаналитиками, объединяло многочисленные психоаналитические кружки (в Москве, Казани и других городах), осуществляло перевод и издание фрейдистской литературы. Костяк Русского психоаналитического общества (председатель Ермаков) составляли врачи-психоаналитики, практически применявшие методы фрейдовской психотерапии.

В связи с этим критика по адресу деятельности общества исходила преимущественно из академических медицинских кругов и не столько затрагивала существо фрейдизма, сколько имела своей мишенью отдельные недостатки психоаналитических методов лечения. Таковы, например, критические выступления против Психоаналитиков ответственного редактора журнала «Современная психоневрология» В. Гаккебуша в полемике последнего с Вуль- фом10. Гаккебуш, выражая недоверие Интернациональному психоаналитическому обществу, дававшему право своим членам (в том числе и лицам, не имевшим медицинского образования) применять психоанализ для лечения больных, говорил о вреде, который могут принести больным, в особенности детям, психоаналитические приемы, призывал отрешиться от «прямого желания видеть в этиологии большинства психоневрозов только лишь сексуальные конфликты».

Яндекс.Метрика