Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Идеи гештальтизма не получили развития и продолжения в советской психологии

Идеи гештальтизма не получили развития и продолжения в советской психологии, и прежде всего потому, что в ней нашлись силы, им противостоящие. В 1930 г. Выготский в статье «Структурная психология», дав сжатый очерк гештальтпсихологии и положительно оценивая само понятие структуры как понятие, которое может стать основным орудием психологического исследования, отмечает двойственность этого направления. С одной стороны, явственная тенденция к материалистическому пониманию структуры, с другой— «контртенденции»: вследствие генетической связи структурной психологии с немецкой натурфилософской традицией многие, ее построения приобретают метафизический характер,

Здесь Выготский стоит на позиции скорее наблюдателя, чем критика, призывая к «объективному учету» тех и других тенденций й предостерегая лишь от напрасных надежд найти в гештальтпсихологии (как и в других направлениях западной науки) готовую систему марксистской психологии.

Однако уже в работе «Современные течения в психологии» (1932) Выготский дает марксистский анализ важнейших идей гештальтпсихологии. Рассматривая выступление последней против витализма и механицизма, он показывает, что, борясь с механицизмом, структурная психология борется лишь с одной из возможных его форм и пытается его преодолеть не тем, чтобы показать ложность самой идеи механицизма, а тем, чтобы заменить одну устаревшую механистическую идею другой, более современной. Так же, продолжает Выготский, обстоит дело и с витализмом: стремясь преодолеть витализм, структурная психология восходит1 к витализму так же, как и к механицизму.

Резкую критику построений гештальтпсихологии дал несколько позднее Павлов, с точки зрения которого гештальтистская психология являлась «одной из самых неудачных попыток психологов». Критическому анализу гештальтпсихологии Павлов посвятил две беседы (28 ноября и 5 декабря 1934 г.), в которых показал, что гештальтисты, восстав против анализа как фундаментальной проблемы психологии, оказались беспомощны в объяснениях поведения животных и человека.

Таким образом, идеи структурной психологии, оказавшие известное влияние на разработку проблемы восприятий и некоторых других проблем советской психологии, не смогли образовать у нас самостоятельного научного направления прежде всего потому, что встретили сильное сопротивление в советской психологической науке и естествознании.

Своеобразно сложилась судьба другого направления психологии—фрейдизма. В учении З. Фрейда о темных бессознательных силах, которые якобы изнутри управляют человеком и делают его беспомощной игрушкой стихии секса и смерти, воплотился животный страх буржуа перед социальными потрясениями — недоверие к разуму и сознанию. Фрейдизм в дальнейшем — это модернистская апокалипсическая религия капиталистического общества, сочетающая в себе популярную идеалистическую философию мистического толка с утилитарным ее приложением в сфере быта и науки, искусства и морали. Учение Фрейда, распространяясь, подобно лесному пожару, перешагнуло рамки своей колыбели — психологии и психиатрии — и вышло на просторы этики и эстетики, теории и истории литературы и искусства, создало свою собственную философию истории, педагогику, социологию и т. д. и т. п.

Яндекс.Метрика