Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Возросшие симпатии интеллигенции к Советской власти

Несомненное влияние на участников психоневрологического съезда оказал происходивший незадолго до него в Москве съезд научных деятелей, выявивший возросшие симпатии интеллигенции к Советской власти. «Выступления марксистов на съезде происходили в атмосфере насыщенного сочувствия», — свидетельствует один исовременников. Первое проявление этих новых прогрессивных установок, разделяемых большинством делегатов психоневрологического съезда, знаменовалось решительным неуспехом Нечаева, который на первом же пленарном заседании попытался утвердить принципы эмпиризма, отвергая всякий философский подход к вопросам психологии. Справедливо увидев в формуле Нечаева следование отвергнутой еще в период Первого Всероссийского съезда по психоневрологии скрыто идеалистической концепции Челпанова, делегаты подвергли резкой критике попытку реставрации субъективистской интроспективной психологии. Без определенной философской концепции нельзя жить и действовать, и беспринципность нашей современной психологии есть не что иное, как «защитный рефлекс» против философии марксизма, — к такому выводу приходят многие участники съезда. Прения по докладу Нечаева и отражение их в печати свидетельствуют, что Первый Всероссийский съезд по психоневрологии явился тег рубежом, дальше которого не шагнула субъективная эмпирическая психология как методологически и организационно оформленное направление развития психологической наукн. Характерно, что в тех же номерах «Правды», где печатались отчеты о психоневрологическом съезде, мы встречаем выступления, разоблачающие принципиальное отрицание философии, в том числе и марксистской, философское ликвидаторство. Цитируемые в статье, озаглавленной «Против философского ликвидаторства» (Правда, 1924, 10 янв.), приводимые уже нами слова В. И. Ленина: «...мы должны понять, что без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания» — являлись оружием как для борьбы против С. К- Минина, пытавшегося оставить «философскую пустыню» в мировоззрении пролетариата, так и против Челпанова и Нечаева, изгонявших марксистскую философию из психологии.

Отказав в поддержке эмпиризму, декларированному Нечаевым, съезд поддержал Корнилова, выступившего с докладом на тему, которая отразила наиболее актуальные потребности психологической науки той эпохи. Доклад назывался «Диалектический метод в психологии». Той же теме была посвящена его речь на заключительном заседании съезда (10 янв.). Корнилов сделал попытку применить диалектический метод к психологии таким образом, чтобы это применение было не только абстрактно мыслимой теоретической предпосылкой, но и конкретным условием анализа реального течения психических процессов. Последовательно рассматривая основные положения диалектического метода (принцип непрерывной изменчивости всего сущего, принцип всеобщей связи явлений, всеобщей закономерности, принцип скачкообразного развития, с переходом от количественных изменений к качественным, принцип прогрессивного развития), Корнилов стремился показать, что в сфере психологии им подчиняются конкретные явления, факты, законы, что положения диалектики находят полное применение в психологическом исследовании.

Необходимо различать прогрессивное значение требования применить диалектику к психологическому исследованию, выдвинутого впервые Корниловым, и ту пока еще формальную схему «диалектизации» психологического исследования, которую он предлагал в докладе. Утверждая необходимость использовать законы диалектики, он вместе с тем не столько пересматривает под углом зрения диалектического метода уже сложившиеся в психологии (в том числе и в эмпирической и даже умозрительной) взгляды и мнения, сколько их пролонгирует, признавая их соответствие законам диалектики. Так, «диалектическое» подтверждение в духе гегелевской трихотомии получает «принцип однополюсной траты энергии», выведенный в книге Корнилова «Учение о реакциях человека». Диалектическая сущность этого принципа, по Корнилову, сводилась к тому, что энергия в человеческом организме не может быть одновременно интенсивно расходуема и центрально — на умственный труд — и периферически — на физическую работу.

Яндекс.Метрика