Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Перед Коммунистической партией возникает задача дать решительный отпор стихии философского идеализма

Первые послереволюционные годы были периодом, когда на идеологическом философском фронте первоочередными вопросами встали задачи борьбы за материализм, против философского идеализма. В условиях отчаянных попыток буржуазии реставрировать старое общество сначала путем применения вооруженной силы, а затем и путем идеологической диверсии борьба за философский материализм против идеализма, являвшегося идеологией буржуазной контрреволюции, была борьбой за существование и судьбу марксизма в нашей стране.

Именно в связи с этим исключительное значение приобретала критика ревизионизма А. Богданова, возрождавшего махизм под флагом «тектологии» и пролеткульта. Ответом на богдановский ревизионизм было выступление В. И. Ленина «О пролеткультах» {1920) и переиздание в сентябре 1920 г. книги «Материализм и эмпириокритицизм», к которой В. И. Ленин приложил написанную по его поручению статью В. И. Невского «Диалектический материализм и философия мертвой реакции», направленную против буржуазно-идеалистических, антимарксистских взглядов Богданова. Опасный рецидив богдановского ревизионизма был своевременно обезврежен, однако он успел получить определенный резонанс, в частности, в психологии.

Новое, ожесточенное и, надо сказать, последнее открытое наступление философская реакция повела против материализма в 1922 г. Не прошло и года после введения нэпа, а на свет были извлечены обветшавшие знамена идеалреализма (Н. О. Лосский), философского трансцендентализма (Э. Радлов), шпенглерианства (Н. А. Бердяев, С. Булгаков), мистического рационализма (С. Л. Франк), гуссерлианства, бергсонианства и т. п. Именно 1922 г. датируются десятки книг, издаваемых с лихорадочной поспешностью множеством повсюду возникающих карликовых издательств. Оживилась деятельность Психологического общества при Московском университете. В 1918 г. прекратил свое существование рупор общества журнал «Вопросы философии и психологии», напечатав в одном из последних номеров статью Л. Шестова, носившую буквально пророческое для судеб умозрительной философии в России название «Memento mori». Однако в июне 1922 г. повестка дня заседания общества ничем не отличалась от дореволюционных собраний (доклады И. Ильина «Религиозный смысл искренности», А. Огнева «Проблема реальности нынешнего мира», П. Кононова «Душа и личность» и т. п.). Аналогично было содержание деятельности Вольной философской ассоциации и ряда других обществ не только в Москве, но и в Петрограде, Ростове-на-Дону, Костроме и т. д. В Петрограде небезызвестное Петербургское философское общество, только что возобновившее свою деятельность, приступает к изданию журнала «Мысль» (ред. Э. Радлов и И. Лосский; вышло три номера в 1922 г.), призванного возродить традиции журналов «Вопросы философии и психологии», «Вера и разум», «Логос», «Христианская мысль» и др. Вокруг журнала объединились Л. Карсавин, С. А. Аскольдов, С. Л. Франк, А. И. Введенский и другие. Журнал осуществлял откровенную пропаганду идеализма, мистики, религии.

Перед Коммунистической партией возникает задача дать решительный отпор стихии философского идеализма. Необходимо было ориентировать марксистский философский фронт в этой решительной борьбе за материализм. По инициативе В. И. Ленина в 1922 г. создается журнал «Под знаменем марксизма», основную задачу которого В. И. Ленин формулирует следущим образом: «стать органом воинствующего материализма»; вести «неутомимую атеистическую пропаганду и борьбу». Той же цели посвящена резолюция XII съезда партии «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды» (1923, апрель). Философы-марксисты критикуют в печати, в открытых дискуссиях реакционные взгляды, усиливают, как и требовала партия, пропаганду естественнонаучного материализма.

Яндекс.Метрика