Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Стремление превратить психологию в объективную науку

В работах Павлова и Ухтомского содержалась, таким образом, развернутая система задач, которые предстояло решать психологам совместно с физиологами, и прежде всего задач приурочивания разнообразных психических состояний к физиологическому полю динамических нервно-мозговых процессов. Проблема физиологических основ психических процессов ставится с этого времени на твердую научную почву и входит в советскую психологическую науку в качестве ее значимой главы. Показателен в этом отношении «Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма» (1925) Корнилова. Автор намечает здесь следующие пять основных принципов деятельности мозговых полушарий:
1)    принцип ассоциации или выработки условных рефлексов;
2)    принцип иррадиации и концентрации возбуждения, установленный в школе Павлова; 3) принцип господствующего, доминирующего возбуждения («доминанты») или наилучшей «оптимальной» возбудимости (этот принцип, как подчеркивает Корнилов, установлен почти одновременно русскими физиологами Ухтомским и Павловым); 4) принцип проторения путей и 5) принцип торможения (фактически речь идет о взаимной индукции нервных процессов. — А. П.).

П. П. Блонский пишет: «Учение об условных рефлексах объясняет очень многое в поведении животных. Так, например, оно объясняет изменение обычного поведения живого существа посредством приручения (так называемое воспитание рефлексов). Далее, оно объясняет возникновение новых связей в индивидуальном опыте живого существа (так называемая ассоциативная память)». Блонский заключает: «Учение Павлова об условных рефлексах является ключом к пониманию высших форм поведения животных». В «Психологических очерках» (1927) еще более возрастает влияние павловских идей на психологические взгляды Блонского. Широко используя опубликованную незадолго перед этим книгу «Двадцатилетний опыт...», Блонский дает на основе учения Павлова об условных рефлексах развернутую интерпретацию ряда психических явлений.

Стремление превратить психологию в объективную науку, в область точных знаний стимулировало интерес советских психологов к биофизическим идеям академика П. П. Лазарева. Эпиграфом он избрал слова: «Венец созидательной деятельности человеческого разума — решение стоящих перед ним вопросов путем математического анализа». Считая проблему изучения механизма высшей нервной деятельности одной из интереснейших проблем, над решением которой трудились лучшие умы человечества, Лазарев говорил о том, что экспериментальный метод, проникая в сложные области «нервной физики и физиологии», создает первые опорные пункты для работ, «которые должны связать физику и физиологию, с одной стороны, и психологию — с другой» 28. Его собственные труды шли именно в этом направлении и показывали приложимость ионной теории возбуждения к работе центральной нервной системы. Лазаревым была разработана и экспериментально проверена теория адаптации органов чувств к действующим на них раздражителям (в особенности глубоко изучались им вопросы световой и темновой адаптации глаза). Им впервые была предложена теория процесса возбуждения сумеречного зрения, учитывающая квантовый характер природы света и дискретный характер световоспринимающих элементов сетчатки. Труды Лазарева 1921—1923 гг. положили начало разработке смежных проблем биофизики, физиологии органов чувств и психологии ощущений и восприятий (С. В. Кравков, К. X, Кекчеев и др.).

Яндекс.Метрика