Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Неудовлетворенность состоянием психологии как науки

П. П. Блонский горячо приветствовал Октябрьскую революцию и с первых же месяцев стал активно сотрудничать с молодой Советской властью. В автобиографии он вспоминает: «Меня увлекло революционное разрушение капиталистического общества вообще, и в частности разрушение старой педагогики... Я считаю для себя величайшим счастьем, что жил в эпоху Октябрьской революции. Такие эпохи заставляют задумываться решительно над всем, ставят все под вопрос, обнажают самые скрытые основы». Начиная работать над созданием трудовой школы, он приходит к убеждению, что проблему образования нельзя рассматривать отдельно от проблемы науки. И это становится для него исходным пунктом революционного разрушения всей старой философии и психологии, которые ни в коей мере не могли удовлетворить его творческий созидательный порыв.

В 1920 г. Блонский издает книгу «Реформа науки», оставшуюся ярким документом этого периода. Блонский пишет о философском идеализме, который, по его словам, является «сплошным атавизмом мысли» и оказывается «в решительном противоречии с обыкновенным здравым смыслом». Отбросив как атавизм мысли современную идеалистическую философию, Блонский рассматривает связанную с ней идеалистическую психологию в качестве «мифологической пауки» и призывает к коренной реформе психологии.

Неудовлетворенность состоянием психологии как науки назревала у Блонского давно, еще до Октября. В автобиографии он писал: «Традиционная университетская психология оказалась вовсе не такой, к какой я стремился. Я хотел, чтобы психология научила меня разбираться в характере и поведении людей, но я тогда еще не знал, что никакое эксплуататорское общество не потерпит такой психологии, ибо вовсе не в его интересах, чтобы были всем понятны характер и поведение эксплуататоров и их сотрудников. Вместо того, что я ждал, я наталкивался на мало интересные для меня вопросы о душевной субстанции, психической причинности и т. п.». После Октябрьской революции эта смутная неудовлетворенность превращается в глубокую уверенность, что «современная психология есть ярко ненаучная психология» и что она «нуждается в коренной реформе». «Наши ученые-психологи являются, на самом деле, людьми, до крайности скверно понимающими поведение человека, и сочинения их — сплошное искажение действительности. С этой точки зрения, современная психология есть грандиозная попытка дать людям неверное понимание о поведении человечества и, таким образом, затемнить понимание люден и затормозить воздействие на них».

П. П. Блонский решительно переходит в лагерь естественнонаучной психологии и готов реформировать психологическую науку на основе принципов объективизма, близкого концепции объективной психологии (позднее «психорефлексологин» и «рефлексологии») Бехтерева. В «Реформе науки» Блонский формулирует свое понимание предмета психологии: «Научная психология есть наука о поведении человека, т. е. о движениях его как функциях некоторых переменных», «Психология как наука о поведении живых организмов есть биологическая наука». Как мы сможем убедиться, и самые передовые психологи, к которым в первую очередь следует отнести Блонского, не видели тогда конкретных путей диалектико- материалистической перестройки психологии. И хотя Блонский первый среди психологов указал, что «научная психология ориентируется на марксизм», все-таки задача перестройки психологии на основе марксизма еще не была по существу сформулирована.

Яндекс.Метрика