Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Психология в первые годы после Октября

Наука в молодом Советском государстве находилась в первые годы в крайне неблагоприятном положении. Тяжелые последствия мировой войны, гражданская война, голод и разруха — все это, казалось бы, не могло способствовать развитию научных знаний. И однако в результате широкой поддержки народа, государства и партии большевиков ученые получают возможность принять участие в решении грандиозных задач, поставленных Советской властью. Восстановление хозяйства, народное образование, разработка крупных научных и технических проблем — все это становится актуальным буквально уже в первые месяцы после Октябрьской революции. В тяжелейшие для страны дни апреля 1918 г. В. И. Ленин составляет замечательный «Набросок плана научно- технических работ», который указывал пути широкого развития науки в связи с потребностями производства. Энтузиазм, с которым ученые откликнулись на призыв Советской власти, объясняется изменением отношения науки к обществу. Это изменение намечается в послереволюционный период, оно было точно определено В. И. Лениным: «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации»

Очень многие ученые, в том числе и те, чьи политические убеждения тогда не совпадали с марксистским мировоззрением, откликнулись на призыв Советской власти и активно включились в созидательную работу на благо народа.

Среди ученых, занявших место в строю деятелей молодой советской науки, были русские психологи. Общеизвестно, что один из ведущих представителей психологической науки В. М. Бехтерев с первых дней революции оказался среди тех, кто связал свою судьбу с молодой Советской республикой. В 1919 г. он писал: «На переломе истории нельзя стоять на перепутье и ждать — нужна воля к действию, к строительству и созидательной работе; и для нас, научных деятелей, которые всегда отдавали свои силы на служение человечеству, не должно быть колебаний. Мы должны отдавать себе отчет, будем ли мы с народом, который, завоевав себе свободу, хочет строить свое будущее сам и зовет нас соучаствовать в этом строительстве. Может ли быть сомнение в ответе на этот вопрос? Мы поэтому должны стремиться к тому, чтобы сократить по возможности время разрухи, отдавая всю сумму наших знаний и все умение на созидательную работу в настоящих условиях страны и на пользу народа».

В работу научных психологических учреждений включаются В. А. Вагнер, В. Н. Ивановский, Н. Н. Ланге, А. П. Нечаев, Г. И. Россолимо, М. М. Рубинштейн, Г. И. Челпанов и многие другие. Большую активность в научно-исследовательской и преподавательской деятельности уже в первые годы Советской власти проявляют молодые тогда ученые П. П. Блонский, Н. Ф. Добрынин, К. Н. Корнилов, Н. Д. Левитов, Н. А. Рыбников, П. А. Рудик, А. А. Смирнов, В. Е. Смирнов, Н. П. Ферстер, Г. А. Фортунатов, П. А. Шеварев (в Москве); М. Я. Басов, А. П. Болтунов, А. С. Грибоедов, В. Н. Мясищев, П. О. Эфрусси (в Петрограде); Д. Н. Узнадзе (в Тифлисе) и другие.

О тех глубочайших сдвигах и изменениях, которые произошли в сознании ученых в результате Октябрьской революции, можно судить на основании знакомства с деятельностью Блонского, являющейся одной из ярких страниц в истории советской психологии.

Психологические труды Блонского вобрали в себя насыщенную смелыми идеями, напряженными поисками и острыми противоречиями эпоху революционных преобразований в области психологии и педагогики и стали зеркалом, в котором отразился этот бурный период.

Яндекс.Метрика