Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Ланге совершил значительную философскую эволюцию

Как представитель естественнонаучного направления в психологии, Ланге подвергал критике различные спиритуалистические и дуалистические теории душевной жизни человека. Однако при построении позитивной программы и он оказывался несвободным от дуализма.

В основном вопросе философии Ланге занимает материалистическую позицию, считая, что материя первична и существовала яо возникновения сознания, «Биологическая психология, — пишет он, — рассматривая сознание как функцию животных организмов, необходимо предполагает, что было время, когда еще никаких организмов, ни их сознания вообще не было. Она, следовательно, предполагает, что сознание лишь возникло в некоторый момент истории физического мира. Физический мир не есть для психологии лишь факт в сознании, но, напротив, сознание есть факт, возникший в физическом мире. Признание реального физического мира, независимого от сознания, есть необходимый постулат психологической науки».

Свое понимание отношения психического к физическому Ланге противополагает «идеалистическому построению психологии» в работах субъективных идеалистов Маха и Авенариуса и неокантианца П. Наторпа. Констатируя, что махизм есть, по существу, возврат к субъективному идеализму, Ланге подчеркивает, что он неприемлем для психологии, как и для физики. Он пишет: «Элементы Маха суть в действительности наши ощущения цветов, звуков и т. д., то есть Мах в сущности возвращается к субъективному идеализму Дж. Ст. Миля, Юма и других. Наш опыт и его состав отождествляются с реальным миром, этот реальный мир превращается в его представление, бытие вещей совпадает с его воспринимаемостью. Когда, таким образом, реальность физического мира вычеркнута, возникает, конечно, монистический идеализм, и тяжкая проблема о реальном соотношении физического с психическим превращается в легкий сравнительно вопрос о связи представлений о физическом с представлениями о психическом в пределах опыта или сознания».

В. И. Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме» дал исчерпывающую критику махизма как разновидности субъективного идеализма и показал, какой вред он приносит развитию науки. Легко заметить близость аргументов, которые приводит Ланге, к идеям работы «Материализм и эмпириокритицизм». Трудно представить, что Ланге в этом вопросе совершенно самостоятельно пришел к тем же выводам, что и В. И. Ленин. Скорее следует допустить предположение о влиянии на Ланге идей, которые содержатся в книге В. И. Ленина. Ланге мог познакомиться с работой В. И. Ленина, узнав о ней из рецензий в журналах «Критическое обозрение», «Современный мир», газеты «Русские ведомости» или из какого-нибудь иного источника. Знаменательно, что в архиве Ланге была обнаружена (Д. Г. Элькиным) рукописная заметка, содержащая краткие биографические данные о В. И. Ленине и перечисление его основных сочинений. Против «Материализма и эмпириокритицизма» рукой Ланге поставлено nota bene. Это во всяком случае делает мысль о возможном влиянии ленинских идейна воззрения Ланге достаточно вероятной.

Как мы предполагаем, Ланге совершил значительную философскую эволюцию, которая нашла завершение в «Психологии». Эту нашу гипотезу могут подкрепить следующие факты. В неопубликованных письмах Ланге, относящихся к 1890 г., имеются свидетельства первоначально положительного отношения Ланге к эмпириокритицизму Авенариуса, у которого он был тогда склонен увидеть правильное решение психофизической проблемы. В 1907 г. Ланге принимает принцип психофизического параллелизма. В 1914 г. он подвергает этот принцип резкой критике с позиций материалистического естествознания. Вместе с тем известно, что в тот же период Ланге не публикует никаких экспериментальных работ, тогда как до этого времени он систематически сообщает о результатах своих исследований. Можно предположить, что указанный период был этапом серьезного теоретического осмысления накопленного психологического материала. По-видимому, определенный сдвиг во взглядах Ланге на принципиальные вопросы психологии произошел между 1909 и 1914 гг. В докладе Ланге на Втором Всероссийском съездепо педагогической психологии (1909) и в имевших тогда место его резких полемических выступлениях против Челпанова мы не находим еще никаких следов новых идей, хотя Челпанов, которому весьма импонировал махизм, и давал своим докладом повод для этого. Но не только в критике махизма суть изменений, происшедших в методологических позициях Ланге.

Яндекс.Метрика