Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Соединение субъективной и объективной точек зрения

Стремясь определить место психической жизни человека в общем эволюционном развитии психики, Ланге, как и все сторонники естественнонаучного направления в психологии, был далек от противопоставления психики человека психической жизни других существ; не случайно он называет свою психологическую систему «биологической психологией». Как ни бесконечно разнообразны типы психических существований, во всех них обнаруживается одна и та же основная структура, одни и те же основные закономерности, одни и те же биологические факторы. «Различия между психической жизнью существ, стоящих на противоположных концах лестницы, не больше, чем морфологические и физиологические различия организмов».

Н. Н. Ланге делает важный вывод о том, что хотя человеческая психическая жизнь может представляться чем-то совершенно особенным, исключительным, но такое мнение — очевидная иллюзия, ошибка перспективы, своеобразный обман эгоцентризма. Психический мир человека — лишь некоторая стадия в эволюции живых существ. Человек как «существо общественное и историческое» занимает высшую ступень психического развития, на которую его поднимает «общественный быт и исторический прогресс». Преемственность в психической жизни животных обусловлена лишь физиологической наследственностью их органического типа, а у «исторического», «общественного» человека выступает совсем новый фактор преемственности — традиция в широком смысле слова, передача or одного поколения к другому всей совокупности достигнутой культуры при помощи языка, через подражание, обучение и т. п. «Все наши мысли и чувствования, все воззрения и желания, все привычки и наклонности, вообще весь склад нашей личности оказывается таким же общественным и историческим продуктом, как и язык. Через традицию в языке, быте, нравах, искусстве, науке, религии в нашу душу входит колоссальный прошлый опыт всего человечества, к которому каждая отдельная личность присоединяет лишь ничтожно малую частицу действительно своего. Душа человеческой личности в 99% есть продукт истории и общественности». Таким образом, не признавая душевную жизнь человека чем-то исключительным и называя свою психологию биологической, Ланге вместе с тем не становится на вульгарно-биологизаторскую точку зрения и подчеркивает общественную сущность человека.

Для каждого человека психическая жизнь протекает как ряд субъективных переживаний, но в то же время она составляет реальный жизненный процесс, вносящий изменения в двигательные реакции. Этот процесс, по мнению Ланге, развивается как «особый способ приспособления организма к среде», помогающий ему в борьбе за существование и, «соответственно этой биологической полезности, подлежащий отбору и эволюции». В этом смысле ои подобен другим органическим процессам—питанию и обмену веществ, кровообращению, росту и т. д. — и находится с ними в закономерной связи. Сложность психической жизни зависит от сложности физической организации животных того или иного вида. «Один и тот же окружающий животные организмы мир своеобразно отражается в сознании каждого соответственно уровню развития и сложности организации данного животного вида, и, таким образом, психическая жизнь вообще протекает в бесконечном числе картин общего мира, присущих животным существам разного порядка». Эту точку зрения на психическую жизнь Ланге называет объективной.

Соединение субъективной и объективной точек зрения является, как он считал, необходимым постулатом психологии, так как без субъективных переживаний мы не имели бы никакого представления о психической жизни, а без объективного на них взгляда не было бы психологии как науки. «Субъективно весь мир заключен для меня в моем сознании. Объективно мое сознание, как и сознание других существ, суть частные факты в общем реальном мире, заключенные пространственно в пределы соответственных организмов... Субъективно сознание индивидуума является для него условием существования всего мира, как явления для него. Объективно для психолога это сознание является лишь одним из факторов в жизни данного организма, оказывающим некоторое реальное влияние в мире вообще, хотя ограниченное по силе».

Яндекс.Метрика