Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Ученые, принадлежавшие к естественнонаучному направлению в психологии

Ведя борьбу на два фронта — против антропоморфизма и против биологизации в сравнительной психологии, Вагнер разрабатывает объективные методы изучения психической деятельности животных. Исходя из генетического родства животных форм, натуралист-психолог, по мнению Вагнера, должен сравнивать психические проявления данного вида с таковыми не у человека, а у ближайших в эволюционном ряду родственных форм, от которых это сравнение можно вести и далее. Основные зоопсихологические труды Вагнера построены на применении этого объективного метода и являются свидетельством его плодотворности. Даже те, кто тогда не сочувствовал его борьбе с субъективизмом. — Ю. Филиппченко, В. Караваев  и другие — не могли отрицать роль, которую сыграли для становления зоопсихологии методы сравнительной психологии, разработанные Вагнером.

В. А. Вагнер воспринимался современниками как ученый-психолог, который с позиций передового естествознания отражает натиск метафизической психологии. Так, А. К. Борсук прямо противопоставлял взгляды Введенского на судьбу психологии взглядам Bairпера, который считал, что «психология, не опирающаяся на данные естествознания, не может быть наукой». То обстоятельство, подчеркивает Борсук, используя идеи Вагнера, что сравнительная психология, т. е. психология, изучающая «происхождение... психики в процессе эволюции жизни», является лишь одним из направлений современной психологии, «есть положение вещей временное». «Вне законов и принципов, установленных и устанавливаемых теорией развития, пет и не может быть научного понимания психики любого организма».

Лишь в советской психологии развитие психики стало не только более или менее частной областью исследования, но и общим принципом исследования всех проблем психологии. Генетические идеи в трудах Вагнера по сравнительной психологии органически вошли в фонд советской психологической науки.

Ученые, принадлежавшие к естественнонаучному направлению в психологии, были преимущественно естествоиспытателями. Среди психологов, преподававших в университетах и состоявших на кафедрах философии, один лишь Ланге нашел в себе силы связать свою деятельность с прогрессивными течениями в области психологической науки. Формально оставаясь представителем официальной университетской психологии, он по ряду вопросов выступает с позиций естественнонаучного материализма. Противоречивость положения, в котором находился Ланге, порождает противоречивые оценки сущности его психологических взглядов. В «Энциклопедическом словаре»  он безоговорочно именовался психологом-идеалистом. Б. М. Теплов утверждает, что Ланге отвергал всякий «открытый» идеализм и в принципиальных вопросах психологии придерживался прогрессивных взглядов, объективно толкавших к материалистическому пониманию психики. Как подчеркивает Теплов, Ланге занял материалистическую позицию в вопросе о том, что является первичным — материя или сознание, хотя ограниченность его философских взглядов и заставляла его отступать на дуалистические позиции при дальнейшей разработке «психофизической проблемы».

Как уже сказано, первой и основной чертой, характеризующей естественнонаучное направление, является живая связь психологин с традициями материалистического естествознания. Вся деятельность Ланге проникнута этими традициями. Еще в раннем произведении он в духе сеченовского учения понимает волевое действие как «совершенно такое же воздействие организма по поводу внешнего раздражителя, как и рефлекс». Не только в понимании характера волевого акта, но и в своей моторной теории внимания, в вопросе о памяти и о внутренней речи — везде Ланге, следуя за Сеченовым, исходил из положения о наличии двигательного компонента в психическом процессе. Надо вспомнить также об открытом Ланге законе перцепции, в котором подчеркивались стадиальный характер процесса восприятия, смена фаз перцепции, все большая дифферен- цнрованность ее. Здесь легко увидеть связь с идеями Сеченова, понимавшего переход от ощущений к восприятиям «как переход от формы менее определенной и более слитной в форму более определенную и более расчлененную».

Яндекс.Метрика