Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Научный период в истории сравнительной психологии

Научный период в истории сравнительной психологии характеризуется, по Вагнеру, столкновением двух противоположных школ. Одной из них присуща идея о том, что в человеческой психике нет ничего, чего не было бы в психике животных. А так как изучение психических явлений вообще начиналось с человека, то весь животный мир был наделен сознанием, волей и разумом. Это, по определению Вагнера, «монизм ad hominem» или «монизм сверху». Несмотря на очевидную ошибочность тех конечных выводов, к которым пришли многие ученые, проводя аналогию между действиями животных и людей, этот субъективный метод имел принципиальных защитников и теоретиков в лице В. Вундта, Э. Васмана и Д. Романеса.

Для Вагнера субъективный метод неприемлем даже с теми коррективами к нему, с теми рекомендациями «осторожно им пользоваться» н прочими оговорками, которые характерны для Вундта, Васмана и Романеса. «Ни теория Романеса, ни коррективы Васмана,—утверждает Вагнер, — не доказали научности субъективного метода. Я полагаю при этом, что неудача их попытки является следствием не недостатка их аргументации или неполноты их соображений, а исключительно неудовлетворительности самого метода, в защиту которого они, хотя и по разным соображениям, выступают».

За исключением Павлова, трудно назвать русского биолога или психолога, который в этот период с такой убедительностью, последовательностью и страстностью разрушал бы веру в могущество субъективного метода, критиковал антропоморфизм и идеализм в естествознании, как это делал Вагнер. Некоторым представителям естественных наук он даже казался в этом отношении слишком резким и склонным к «крайностям». Биолог Ю. Филиппченко, как будто сочувственно излагая отрицательную оценку Вагнером «монизма сверху», был, однако, склонен, как и Васман, ограничиваться поверхностной критикой «ходячей психологии» животных. Целиком отрицать «метод аналогии» нельзя, считает Филиппченко, и «без некоторого элемента аналогии с психикой человека» невозможна никакая психология животных. Он безоговорочно подписывается под словами Васмана: «Человек не обладает способностью непосредственного проникновения в психические процессы животных, а может заключать о них только на основании внешних действий... Эти проявления душевной жизни животных человек затем должен сравнивать с собственными проявлениями, внутренние причины которых он знает из своего самосознания». Далее Филиппченко утверждал, будто «необходимость подобных сравнений» не отрицается и самим Вагнером, и приводил его слова о том, что объективная биопсихология для решения своих задач также пользуется «сравнением психических способностей, но совершенно иначе, как по материалу сравнения, так и по способу его обработки».

Здесь происходила, как мы видим, подмена вопроса о возможности аналогии между психикой человека и психикой животных (что относится к проблеме методов сравнительной психологии) вопросом о сравнении психики животных и человека (что составляет предмет сравнительной психологии Вагнера). Признавая необходимым сравнение психики человека и животных (без этого не было бы сравнительной психологии), Вагнер отрицал необходимость и возможность метода аналогии с психикой человека в биопсихологии. Он занимал в науке позиции, принципиально отличные от тех, на которых базировались редакторы «Новых идей в философии» — Н. Лосский и Э. Радлов, и не мог не встречать с их стороны сопротивления и неприязни.

Другое направление, противоположное «монизму сверху», именуется Вагнером «монизмом снизу». В то время как антропомор- фисты и субъективисты, исследуя психику животных, мерили ее масштабами человеческой психики, «монисты снизу» (к их числу Вагнер относит Ж. Леба и др.), решая вопросы психики человека, мерят ее, наравне с психикой животного мира, мерой одноклеточных организмов.

Яндекс.Метрика