Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Сеченов утверждал необходимость разрабатывать эволюционную психологию на основе учения Ч. Дарвина

Позднее, в «Элементах мысли», Сеченов утверждал необходимость разрабатывать эволюционную психологию на основе учения Ч. Дарвина: «Великое учение Дарвина о происхождении видов поставило, как известно, вопрос об эволюции или преемственности развития животных форм на столь осязательные основы, что в настоящее время огромное большинство натуралистов держится этого взгляда. Этим самым то же самое огромное большинство натуралистов поставлено в логическую необходимость признать в принципе и эволюцию психических деятельностей».

Этот подход Сеченова реализован в трудах Вагнера, который приступил к конкретной разработке «сравнительной», или «эволюционной», психологии на основе объективного изучения психической жизни животных.

Для понимания принципиальной позиции Вагнера большой интерес представляет его статья «А.И.Герцен как натуралист». Здесь он развивает мысли, ранее намеченные в статье «Метафизика и наука»86 и в ряде других ранних работ. Вагнер вскрывает сущность борьбы, которую вел Герцен как против шеллингианства, пренебрегавшего фактами, так и против эмпиризма, представителям которого хотелось бы «относиться к своему предмету совершенно эмпирически, страдательно», лишь наблюдая его. Это столкновение философского идеализма, который «собственно для естествоведения ничего не сделал», с эмпиризмом и ошибочность позиций обоих направлений прозорливо увидели в ту эпоху, как считал Вагнер, только два великих писателя — Гёте и молодой Герцен. Вагнер приводит слова Герцена—«без эмпирии нет науки» — и подчеркивает, что за философской мыслью Герцен признавал не меньшую важность, чем за эмпиризмом. Статья «А. И. Герцен как натуралист» посвящена анализу первого из «Писем об изучении природы», именно того, которое высоко оценил В. И. Ленин, писавший в мае 1912 г. в газете «Социал-демократ»: «Первое из «Писем об изучении природы» — «Эмпирия и идеализм», — написанное в 1844 году, показывает нам мыслителя, который, даже теперь, головой выше бездны современных естествоиспытателей-эмпириков и тьмы тем нынешних философов, идеалистов и полуидеалистов. Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед — историческим материализмом».

В. А. Вагнер обращается к памяти Герцена прежде всего для того, чтобы получить ориентир в жгучих и противоречивых вопросах современной ему науки, и раньше всего той научной дисциплины, которую он разрабатывал к этому времени уже 20 с лишним лет, — к психологии. Именно в психологии, более чем где-либо, обострился конфликт между эмпиризмом и идеализмом, который п конечном счете и стал почвой для жесточайшего кризиса психологической науки. С одной стороны, эмпирическая психология изучала факты — психические явления, не решаясь восходить к сущности этих явлений. Так складывается психология без души, без психики, без сознания. С благословения эпигонов И. Канта возникает на основе вульгарного механицизма эмпирическая психология «без всякой метафизики». С другой стороны, пышным цветом расцветают системы умозрительной идеалистической психологии, которые свысока третировали факты, кропотливо добытые психологами-эмпи- риками, ограничиваясь философскими «прозрениями» и черпая психологический материал из «бездны собственной души». Этот конфликт распространяется и на сравнительную психологию (которой занимался Вагнер), порождая спор между субъективистами и антропоморфистами, с одной стороны, и сторонниками механистического автоматизма и ползучего эмпиризма при описании поведения животных — с другой.

Яндекс.Метрика