Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Типичные черты естественнонаучного направления в психологии

В. М. Бехтерев утверждает, что, опираясь только на самонаблюдение и игнорируя изучение объективных явлений, в которых выражаются психические процессы, исследователь рискует впасть в заблуждение относительно действительного течения субъективных состояний. По-его мнению, изучение психики не может, и не должно ограничиваться одной субъективной стороной даже у взрослого человека, а должно иметь в виду своей существенной задачей также и изучение объективной стороны психической деятельности, Бехтерев показывает беспомощность субъективистской психологии при изучении патологических состояний психической сферы, особенностей психики ребенка и при исследовании психического мира животных. В этом отношении, замечает автор, мы не можем не присоединиться к словам зоопсихолога В. Вагнера. И далее Бехтерев цитирует «Вопросы зоопсихологии», где Вагнер утверждает, что «субъективный метод сам по себе заключает условия, делающие выводы, построенные этим путем, бездоказательными и потому неизбежно спорными. Вследствие всего этого указанный метод не может считаться в такой степени достоверным, в какой мы имеем право требовать этого для точной науки».

В. М. Бехтерев подчеркивает также общность своих позиций со взглядами Павлова в отношении объективной оценки психики животных, ссылаясь на работу последнего «Экспериментальная психология и психопатология на животных».

В общности взглядов Павлова, Бехтерева и Вагнера ясно раскрываются типичные черты естественнонаучного направления в психологии. Общность позиций Бехтерева и Павлова в вопросе о рефлекторном характере психической деятельности получила выражение в широком использовании Бехтеревым павловского метода условных рефлексов. Сам Павлов писал: «В Европе к нашим работам, спустя несколько лет после их начала, примкнул В. М. Бехтерев с его учениками». Исследования, выполненные в 1908—1909 гг. сотрудниками Бехтерева В. П. Протопоповым, К- И. Платоновым и другими посредством методики двигательных условных (по Бехтереву, сочетательных) рефлексов, начались одновременно с первыми попытками изучать высшую нервную деятельность человека при помощи той же методики (изучение двигательной реакции рта и глотательных движений) в павловской школе Н. И. Красногорским. А. Г. Иванов-Смоленский пишет: «Первый опыт... введения учения о высшей нервной деятельности в области невропатологии и психиатрии принадлежит (1908— 1909 гг.) В. М. Бехтереву и его ученикам... непререкаемая и бесспорная заслуга Бехтерева состояла в том, что он был первым представителем невропатологии и психиатрии, правильно оценившим огромные перспективы, открываемые учением И. П. Павлова для медицинских дисциплин». Факт влияния павловских открытий на выработку методов исследования в школе Бехтерева подтверждает письмо Протопопова, приведенное в неопубликованной работе Исаевой.

В. М. Бехтерев стремился подчеркнуть связь психической деятельности с мозгом, с нервными процессами и называл психические процессы невропсихикой, пытаясь размежеваться в этом вопросе с учением о психофизическом параллелизме. По его мнению, совершенно неправильно говорить о параллельном течении двух процессов — психического, или душевного, и физического, или материального. «Мы должны твердо держаться той точки зрения, что дело идет в этом случае не о двух отдельных параллельно протекающих процессах, а об одном и том же процессе, который выражается одновременно материальными, или объективными, и нематериальными, или субъективными, явлениями».

Яндекс.Метрика