Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием
Поиск по сайту:
Поиск



Положение о социалистическом государственном производственном предприятии
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия, управление предприятием

Деятельность Россолимо в области психологического эксперимента

Как отмечает Россолимо в автобиографии, возникновение метода «психологического профиля» непосредственно связано с идеями Нечаева. По существу, этот метод, получивший широкую известность как в России, так и за рубежом, был одной из ранних в истории психологии систем тестов для измерения умственной одаренности. Не случайно Нечаев уже в конце 20-х гг. писал о Россолимо как об одном из основоположников педологии в нашей стране58. Об органической связи психологических трудов Россолимо с той ветвью эмпирической психологии, которая представлена деятельностью Нечаева, свидетельствуют также строки приветственного адреса Общества невропатологов и психиатров при Московском университете, преподнесенного Россолимо в дни 40-летия его врачебной и научной деятельности: «Начав с 1908 г. разработку психологических исследований по методу «testoe» и исходя при этом из работ проф. Нечаева и Бернштейна, вы очень быстро достигли... новой системы обследования, известной под именем «психологических профилей».

«Индивидуальный психологический профиль» сводился к определению 11 психических процессов, которые оценивались по десятибалльной системе на основании ответов на 10 весьма произвольно подобранных вопросов. В результате получалась кривая («профиль»), характеризовавшая якобы силу прирожденного («первичного») ума, который, как некое устойчивое качество, противопоставлялся «вторичному уму», непрерывно совершенствующемуся под влиянием внешних воздействий. В этом тезисе легко увидеть близость позиции Россолимо ошибочной идее Лазурского об эндо- и экзоисихических свойствах человека.

Деятельность Россолимо в области психологического эксперимента— еще один пример того, как беспомощна, а иногда и откровенно вредна эмпирическая психология даже в самых благих своих начинаниях из-за отсутствия у нее сколько-нибудь прочной методологической и теоретической основы. Однако, несмотря на то что проблема «психологических профилей» находилась в центре научной деятельности Россолимо как психолога, следует отметить, что его научное наследство включает ряд ценных психологических материалов, которые оказались свободными от тесгологических наслоений. В этой связи можно упомянуть исследования гипнотических явлений, психофизиологии музыкальных способностей, причин возникновения дурных привычек у детей и многие другие. Несомненный интерес представляют также психологические характеристики ряда лиц, в том числе А. П. Чехова, который принадлежал к числу личных друзей Россолимо. Сотрудники Россолимо отмечали, что психологический анализ, который он проводил, разбирая больных, страдающих неврозами и психозами, давал более высокие результаты, чем те, которых в дальнейшем достигали последователи Фрейда путем применения «нудного и вовсе не безвредного психоанализа».

Характеристику эмпирического направления можно было бы расширить за счет изложения взглядов психологов, группировавшихся вокруг Психоневрологического института, педологических курсов им. К.Д. Ушинского и лаборатории экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее военно-учебных заведений в Петербурге (М. И. Конор ов, М. И. Поварнин, Н. Е. Румянцев, И. С. Канаев и другие научные работники, руководимые Нечаевым и Лазурским), психологической лаборатории при Московском педагогическом собрании (А. Н. Бернштейи, Ц, П. Балталон) и других психологических учреждений России.

Общая картина расстановки сил внутри эмпирической психологии, динамика развития отдельных ее школ и течений, а также борьба между ними нашли отражение в острой полемике, которая развернулась на съездах по педагогической психологии (1906 и 1909 гг.) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916 гг.).

Яндекс.Метрика